Впервые за пять месяцев (с 9 июня) в штате Виктория, австралийском эпицентре второй волны, ноль случаев заражения коронавирусом. Но такой результат возник не сам по себе, а после 112-дневного локдауна – одного из самых жестких в мире – позволившего Австралии обойтись 27000 заражений и 900 смертями на 25 млн населения.
Только в начале ноября жителям позволили свободно покидать свои дома, собираться группами до 10 человек и открывать небольшие магазины, бары и рестораны. До этого они могли совершать необходимые покупки (только один человек из семьи) в радиусе 5 км от дома в течение 1 часа за раз, а комендантский час продолжался с 8 вечера до 5 утра.
Министр здравоохранения Грег Хант и премьер штата Виктория Эндрюс поблагодарили медработников и население страны за соблюдение строгих ограничений, что, как они надеются, позволяет всем рассчитывать на «нормальное Рождество».
Австралийцы гордятся, что оказались в немногочисленном ряду стран, усмиривших вспышку коронавируса, таких как Вьетнам, Южная Корея, новая Зеландия, Сингапур, Гонконг. Райна Макинтайр, профессор биобезопасности из Университета Нового Южного Уэльса, в интервью BBC заявила, что действия Австралии в отношении пандемии «на много световых лет опережали» действия США и Великобритании и выразила глубокое удивление тем, что такие высокоразвитые страны буквально развалились по швам перед лицом вируса.
Как и повсюду, жесткие карантинные меры оказались разрушительными для многих сфер деятельности, но власти с осторожным оптимизмом надеются, что худшее осталось позади.
В начале июля в одном из районов Мельбурна, где в 9 многоэтажных домах проживают малообеспеченные мигранты и беженцы, был объявлен тотальный карантин на две недели. О введении карантина власти сообщили по ТВ, и уже через десять минут на место прибыла полиция и взяла здания под охрану. Трем тысячам жителей запретили покидать жилище под любым предлогом, продукты и жизненно важные товары оставляли в фойе, пока медработники методично, этаж за этажом, проводили тестирование. Большинство жителей не знали, что место их проживания оказалось рассадником инфекции, все это вызвало возмущение и панику.
Не только мигранты из многоэтажек были недовольны локдауном. Многие жители Мельбурна, с менее жесткими ограничениями, уже в августе начали оказывать сопротивление 1500 полицейским, обеспечивающим соблюдение карантина и комендантского часа в городе.
Особую активность проявляли так называемые «суверенные граждане», которые считают себя свободными от законов государства и любых предписаний властей. Такие «граждане» распространены по всему миру, и, хотя физически присутствуют в определенной стране, не считают себя ее частью. ФБР описывает это движение как внутренний терроризм (domestic terrorism) и считает последователей «антиправительственными террористами». Почему-то не удивляет, что эта идеология зародилась именно в США в 70-годы, в 90-е перекинулась в Канаду, а потом в Австралию и Великобританию.
В Мельбурне таких «суверенных граждан» полиции пришлось выволакивать из автомобилей, предварительно разбив стекла, просто для проверки документов.
Обычные граждане тоже не отличались высокой дисциплинированностью. По результатам выборочной полицейской проверки из 3000 инфицированных 800 человек плевали на самоизоляцию и спокойно продолжали заражать других, поэтому властям пришлось увеличить штрафы за повторное нарушение с $1200 до $3600.
В общем, получается, что за победу над вирусом в Австралии скорее следует благодарить полицию, а не органы здравоохранения.