В России, богатой относительно дешевыми ископаемыми природными ресурсами, в том числе энергоносителями, еще недостаточно экономических стимулов для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Это объясняет более медленные темпы становления данного сектора российской экономики, по сравнению со странами-лидерами в Северной Америке, Европе и Восточной Азии.
К такому выводу пришла группа ученых из России, Чехии и Вьетнама, проведя сравнительный анализ отечественной и мировой практики. Работа поддержана Фондом развития института экономики и управления Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург). Статья о содержании и результатах исследований опубликована в научном издании Journal of Cleaner Production.
В России основной механизм государственной поддержки проектов строительства объектов энергогенерации на основе ВИЭ — договоры на поставку мощностей. В рамках договоров компании (в сфере развития солнечной энергетики лидируют, к примеру, группа «Хевел», компании «Т Плюс», финская «Фортум», французская Schneider Electric) обязуются в обозначенный срок построить и ввести в эксплуатацию генерирующий объект, а государство гарантирует, что вырабатываемая электроэнергия будет в приоритетном порядке поставлена в сеть и доведена до потребителя. Кроме того, государство обязуется обеспечить бизнесу возврат инвестиций и определенную норму прибыли.
Помимо этого, применяются такие инструменты, как субсидии из федерального бюджета, компенсирующие до половины стоимости технологических присоединений к объектам ВИЭ; специальный валютный корректирующий коэффициент, предназначенный для поддержки проектов развития ВИЭ, запущенных до резкого ослабления курса рубля на рубеже 2014–2015 годов.
При этом государство регулирует степень локализации, то есть долю оборудования российского производства, используемого в данных проектах. Благодаря частной инициативе и мерам государственной поддержки реализуются такие проекты развития ВИЭ, как, например, строительство солнечных электростанций в Оренбургской области.
«Если в отдельных странах Европы доля энергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками, выросла к середине 2020 года до 70%, то в России этот показатель по разным подсчетам пока не превышает 4–5%», — комментирует участник исследований и соавтор статьи, доцент кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями УрФУ Галина Чеботарева.
В ходе исследований ученые выявили риски российских проектов и оценили вероятность их дефолта — в случае оказания государственной поддержки и без нее. Выяснилось, что на эффективность таких проектов влияют не столько финансовые показатели (как в традиционных сферах бизнеса), сколько специфические риски, прежде всего, политические.
«Они заключаются в неопределенности государственной политики — нестабильности законодательства, вероятности неожиданного прекращения государственной поддержки и обострения конкуренции с компаниями традиционной энергетики, топливно-энергетического комплекса, — комментирует Галина Чеботарева. — Другими словами, как ни парадоксально на первый взгляд, компании, пользующиеся государственной поддержкой, несут большие риски, чем те, что реализуют проекты самостоятельно. Вследствие этого затруднен выход на рынок альтернативной энергетики некрупных игроков, и уровень конкуренции в этом секторе экономики достаточно низкий».
Следующим этапом исследований международной научной группы станет разработка с опорой на зарубежный опыт детальной и целостной методики оценки эффективности проектов развития ВИЭ, которая позволит корректно определять степень и формы государственной поддержки, с учетом не только показателей экономической эффективности, но и социальной и экологической важности проектов с точки зрения развития территорий, защиты окружающей среды и других факторов.
Справка
Глобальными лидерами в области развития возобновляемых источников энергии являются США, страны Евросоюза и Китай. Будучи импортерами энергоносителей, защищая свою энергическую и национальную безопасность и стремясь к самообеспеченности энергией, а также по экологическим причинам государства с 70-х годов прошлого века активно занимаются разработкой ВИЭ, в первую очередь на основе энергии ветра, солнца, воды и биомасс.
- Накоплен многообразный опыт государственных мер поддержки проектов развития ВИЭ, благодаря чему на сегодня в этом секторе начинают превалировать не государственные, а частные инвестиции, развивается конкуренция, внедряются передовые технологические решения, удешевляющие генерацию и передачу электроэнергии.
- Таким образом, в настоящее время возобновляемые источники энергии обеспечивают около 20% совокупных объемов энергогенерации в среднем по Европе (к середине текущего года этот показатель достиг 42% в Германии, 49% в Ирландии и 64% в Дании) и примерно по 10% в США и Китае. Заявленные планы к середине столетия — до 100% в целом по Европе, 64% — в США и 90% — в Китае.
УрФУ — один из ведущих университетов России, участник проекта 5-100, расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных университетских игр 2023 года. Вуз выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».