Несколько дней тому назад, выступая перед своим активом, президент Лукашенко вновь заговорил о многовекторности белорусской политики. В пример он привел Россию и заявил, что если на российском гербе изображен двуглавый орел (читай – смотрит на запад и на восток), то Белоруссии впору иметь орла с четырьмя головами. Мол, никуда от многовекторной политики ей не деться.
Складывается такое впечатление, что Александр Григорьевич решил повторить эксперимент и второй раз пытается наступить на грабли – авось черенок и не даст по лбу. В этом плане прав парламентарий Пушков, который заметил, что, вероятно, Лукашенко несколько «успокоился и приободрился» после потрясений последних месяцев.
Сдается, что успокоение и приободренность президента проистекают из уверенности, что угроза белорусского майдана миновала или, по крайней мере, вышла из острой фазы. Но все же любопытно – что он понимает под многовекторностью и как в нынешних условиях намерен такую политику реализовывать? А главное, с кем?
Возможно, его шаги по переводу грузопотоков из прибалтийских портов, скорый запуск БелАЭС и нервная реакция на это литовских, латвийских и эстонских соседей породили в его сознании иллюзию о том, что партнеров (в т. ч. Польшу) удалось прищемить и они теперь будут сговорчивее? Может быть, телефонный разговор с Помпео так на него подействовал? С кем он собирается разговаривать и, главным образом, о чем, когда в Евросоюзе и США кроме как диктатором и непризнанным президентом его никто не желает называть? Отказ от общения с Лукашенко европейских лидеров косвенно доказывает информация о том, что Тихановская (ну, инициатива-то не ее, а ее кукловодов) заговорила о создании альтернативного правительства, так сказать, «в изгнании».
Дал бог Москве союзничка! Можно только удивляться терпению Кремля… А впрочем, возможно Лукашенко такие политические взбрыкивания в условиях полной изоляции просто необходимы для поддержания себя в тонусе. Выбор-то у него в действительности невелик – либо сдаться на милость коллективного Запада и за ручку привести к власти Тихановскую и иже с ней со всеми вытекающими для его страны и для него лично последствиями, либо крепко держаться за Россию. Третьего не дано.
Но уже ясно, что он останется в истории как Президент Белоруссии Александр Лукашенко Многовекторный.