Я всегда добрым словом вспоминаю уроки «Домоводства» (труда), которые преподавались в советское время в средней школе с 5-го по 8 класс.
Кто и почему решил, что этот предмет сегодня не нужен. Много ли достижений будет у страны, в которой половину населения составляют белоручки?
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Предмет "Домоводство" устарел или стал сегодня ещё более актуален?
Случайно нашла в Интернете учебник «Домоводство» и нахлынули воспоминания.
Вот этот учебник «Домоводство».
Во Введении к предмету написаны очень правильные слова. Разве Вы не согласитесь?
«В соответствии с Законом о народном образовании в нашей стране создаются наилучшие условия для того, чтобы учащиеся овладевали прочными знаниями основ наук, хорошо подготовились к жизни, к общественно полезному труду на благо всего народа.
Вместе с тем, чтобы научить молодежь культурно и экономно вести домашнее хозяйство, в школах введено преподавание домоводства. Изучая домоводство, учащиеся ознакомятся с основными правилами ведения домашнего хозяйства и приобретут навыки ухода за жилищем, предметами быта, одеждой и обувью, научатся готовить вкусную пищу, вышивать, кроить и шить простую одежду. Эти знания и навыки нужны каждому человеку.
Курс домоводства состоит из таких разделов: I. Уход за жилищем; II. Уход за одеждой и обувью; III. Кулинария; IV. Рукоделие, крой и шитье.
Эти разделы изучаются параллельно, как предусмотрено учебной программой.»
Приведу ещё небольшую часть со страницы «Оглавление». Посмотрите – насколько полезные темы для каждого человека рассматриваются в каждом параграфе. Их бы совсем нелишне проходить и сегодня.
Говоря словами поэта: меньше бы "семейных лодок разбилось о быт...".
I. Уход за жилищем.
§ 1. Значение жилища для человека
§ 2. Гигиена жилого помещения. Ежедневная уборка
§ 3. Оборудование жилища
§ 4. Еженедельная уборка помещения
§ 5. Утепление и отопление жилища
§ 6. Украшение жилища
§ 7. Комнатные растения и уход за ними
§ 8. Генеральная уборка жилища. Электрические приборы для уборки помещения
§ 9. Бережное отношение к коммунальному хозяйству
§ 10. Упорядочение двора
Скажу сразу, этот #учебник был только у #учительницы , ученикам такую книгу не выдавали, мы весь необходимый материал записывали в #тетрадь .
Ещё у каждой #ученицы был заведён альбом, в который вклеивались образцы разных швов, используемых при вышивании, кусочки разнообразных тканей с подписями: «Ситец», «Шелк», «Шерсть»... Помню проверяли каждый кусочек ткани – как она горит, какой запах издаёт при горении...)))
Любители улучшить #домашний быт в #советское время могли расширить свои познания с помощью дополнительной литературы.
Немного об организации уроков труда
Надо обязательно подчеркнуть, что «Домоводство» было предметом только для девочек, у мальчиков #урок труда проходил в специальной мастерской, где имелись настоящие станки по работе с деревом, с металлом.
Чтобы у противников СССР не возникало ассоциации уроков труда только применительно к советскому образованию, сразу скажу, что программы дореволюционных гимназий также указывали на их необходимость:
"...цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в обыкновенном быту: чулки, простое бельё, простое платье".
Предмет «Домоводства» был во всех советских школах обязательным.
Как проходил урок домоводства?
Я не помню, чтобы нам преподавалось что-либо из раздела «Уход за жилищем» (тот, что я разместила выше), возможно, об этом рассказывали теоретически. Но такие глобальные разделы как «Кулинария» и «Шитьё и рукоделие» забыть невозможно.
Помню, что мы, изучая основы кулинарии, узнавали о полезных качествах пищевых продуктов, учились резать овощи, готовили бутерброды, салаты, винегрет, картофельное пюре. На продукты для готовки сами скидывались, и самостоятельно закупали их в магазинах или приносили из дома.
Самое интересное: #учительница давала задание приготовить эти же блюда дома, с требованием для родителей сделать первую пробу «результатов труда» новоявленных кулинаров. #Родители должны были ещё и написать в тетради отзыв о качестве приготовленного шедевра))).
Каюсь, грешна, эти отзывы мы, #девочки , писали по большей части друг другу сами))). Потому что, готовы к школьным урокам (в том числе, и к труду) бывали, обычно, только единицы.
Помню, что, изучая раздел "Шитьё" мы знакомились с устройством швейных машин ( у нас были ножные машины), учились шить на них элементарные вещи: косынку, фартук, ночную рубашку, юбку и платье. В каком именно классе что именно мы шили – это я уже запамятовала.
Незаменимая польза от уроков труда и домоводства
Сколько же пользы для жизни несли в советское время уроки «Домоводства»!
Красноречивее об этом расскажут комментарии к другой моей статье:
Я и не думала, что настолько плохо одета, пока в пионерлагере не оказалась в одном отряде с дочкой директора «Детского мира»
Вот комментарии тех, кто изучал "Домоводство" в школе:
Благодаря тому,что в магазинах не было нарядных вещей,мы все умели шить,вязать,вышивать! Сейчас этому почему-то не учат,а зря! …Всему этому учили нас в школах:кулинарии,этике поведения,как накрывать стол,как правильно ходить. Сейчас учителя заняты совсем другим.
Да, и шили, и вязали. Я в институт поступала в юбке, сшитой своими руками из дешёвого голубого ситца. И на первом курсе носила "самошвейные" юбку и блузку… Причём шить я научилась в школе на уроках обслуживающего труда, а вязать - в бесплатном кружке домоводства в доме пионеров.
нас в школе этому учили. Уроки труда - шить, вязать и готовить.
Я, помню,сама шила в 9-10 классе модные юбки-годе,солнце,брюки шила.А дочери мои иголку не знают как держать в руках,не смогла я их научить,не хотят,говорят:"а зачем?"Сама я сейчас шью кукол,и внучка глядя на меня просит,чтобы научила ее))Бальзам на сердце
Когда мне было 13 , я сама села за швейную машину. Отсутствие чего-либо развило фантазию, вкус, и научило много делать самой.
Сама себе в 8 классе куртку сшила, комбинированную, из 2-х пальто б/у. Сама себе в 9-м блузочку связала, из "распущенных" ниток.
Почти все умели шить. Да, ассортимент в магазинах был куцый и скудный, увы легкая промышленность восстанавливалась по остаточному принципу, даже в 70 ассортимент был не очень. Шили всё: от трусов до пальто. Выкройки были в журналах "Работница", "Крестьянка", специальные журналы с выкройками издавались.
Как сегодня школы обходятся без предмета "Домоводство"?
Сегодня уроки домоводства и труда исчезли из школьных программ, остались только кое-где в виде факультативов. появился предмет "Технология" так и непонятный многим по содержанию: это и изучение компьютерных программ, и "Черчение", и что-то ещё. Непонятно, как всё это сочетается в одном предмете? Как справляется с таким предметом учитель?
В поисках в Интернете хотя бы одного отзыва о предмете "Технология" нашла отзыв (не на моём канале) учителя:
Я учитель технологии. В школе больше двадцати лет. С ностальгией вспоминаю прежние времена. Нашла недавно свою старую тетрадь с поурочными планами для 8 класса, три часа в неделю (мальчики налево, девочки направо). Перелистываю, читаю: материаловедение, свойства тканей, ручные швейные работы, построение выкроек, правила раскроя, работа на швейной машине, вязание, вышивка, лоскутное шитье и так далее. Открываю современный учебник (мальчики и девочки вместе) один час в неделю: семейная экономика (ну это куда ни шло), дом в котором я живу(ремонт оконных и дверных блоков, врезной замок, ручные инструменты), электротехнические работы(физика в чистом виде), художественная обработка материалов - 10 часов на теоретическое изучение семи видов вышивки. Напоминаю, что класс не делится. В 5-7 классах ситуация мало чем оптимистичнее. А потом наши дети ни пуговицу пришить, ни обед сварить.
А ведь мы потеряли главное: сами добровольно отказались от ещё одного мощнейшего рычага формирования личности человека, каковым являлось трудовое воспитание.
Любовь к труду раньше прививалась с детства, а трудолюбие было одним из важнейших положительных качеств человека.
А сегодня уже и окна в классе помыть, и пол, - запрещено?! "Не царское это дело..." ))) Как стало такое возможно?
Кстати сказать, феномен педагогики А.С.Макаренко – признанного педагога во всём мире – просто не смог бы появиться без вовлечения трудных подростков в процесс труда.
Что интересно: труды Макаренко считаются обязательными к изучению для любого руководителя японских предприятий.
В Японии не гнушаются приобщаться к «советским» достижениям. У нас же противники СССР готовы опять признать всё советское отсталым, ушедшим в небытие, недостойным возрождения.
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Разговор о трудовом воспитании в школе, вернее – о его отсутствии, конечно, требует продолжения.
Но, пока ограничусь вопросами. Помните ли Вы свои уроки труда, домоводства? Считаете ли необходимым наличие предмета «Домоводство» в современной школе?
Спасибо, что дочитали!
Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.
Всем мира и добра!
P.S. Задумалась: а как обстоит дело с трудовым воспитанием в лицее, где учатся дети Галкина и Пугачевой? Его руководство провозгласило, что за основу в лицее взято советское образование. Но советское образование без трудового (помимо умственного, физического, нравственного и эстетического) невозможно.