Найти в Дзене

Почему сегодня исчезли из школы уроки труда? Размышления о предмете «Домоводство» из советской школы

Оглавление

Я всегда добрым словом вспоминаю уроки «Домоводства» (труда), которые преподавались в советское время в средней школе с 5-го по 8 класс.

Кто и почему решил, что этот предмет сегодня не нужен. Много ли достижений будет у страны, в которой половину населения составляют белоручки?

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Предмет "Домоводство" устарел или стал сегодня ещё более актуален?

Случайно нашла в Интернете учебник «Домоводство» и нахлынули воспоминания.

Вот этот учебник «Домоводство».

Учебник "Домоводство", который не помешало бы изучить сегодня каждому из нас
Учебник "Домоводство", который не помешало бы изучить сегодня каждому из нас

Во Введении к предмету написаны очень правильные слова. Разве Вы не согласитесь?

«В соответствии с Законом о народном образовании в нашей стране создаются наилучшие условия для того, чтобы учащиеся овладевали прочными знаниями основ наук, хорошо подготовились к жизни, к общественно полезному труду на благо всего народа.
Вместе с тем, чтобы научить молодежь культурно и экономно вести домашнее хозяйство, в школах введено преподавание домоводства. Изучая домоводство, учащиеся ознакомятся с основными правилами ведения домашнего хозяйства и приобретут навыки ухода за жилищем, предметами быта, одеждой и обувью, научатся готовить вкусную пищу, вышивать, кроить и шить простую одежду. Эти знания и навыки нужны каждому человеку.
Курс домоводства состоит из таких разделов: I. Уход за жилищем; II. Уход за одеждой и обувью; III. Кулинария; IV. Рукоделие, крой и шитье.
Эти разделы изучаются параллельно, как предусмотрено учебной программой.»

Приведу ещё небольшую часть со страницы «Оглавление». Посмотрите – насколько полезные темы для каждого человека рассматриваются в каждом параграфе. Их бы совсем нелишне проходить и сегодня.

Говоря словами поэта: меньше бы "семейных лодок разбилось о быт...".

I. Уход за жилищем.
§ 1. Значение жилища для человека
§ 2. Гигиена жилого помещения. Ежедневная уборка
§ 3. Оборудование жилища
§ 4. Еженедельная уборка помещения
§ 5. Утепление и отопление жилища
§ 6. Украшение жилища
§ 7. Комнатные растения и уход за ними
§ 8. Генеральная уборка жилища. Электрические приборы для уборки помещения
§ 9. Бережное отношение к коммунальному хозяйству
§ 10. Упорядочение двора

Скажу сразу, этот #учебник был только у #учительницы , ученикам такую книгу не выдавали, мы весь необходимый материал записывали в #тетрадь .

Ещё у каждой #ученицы был заведён альбом, в который вклеивались образцы разных швов, используемых при вышивании, кусочки разнообразных тканей с подписями: «Ситец», «Шелк», «Шерсть»... Помню проверяли каждый кусочек ткани – как она горит, какой запах издаёт при горении...)))

"Домоводство" для любителей
"Домоводство" для любителей

Любители улучшить #домашний быт в #советское время могли расширить свои познания с помощью дополнительной литературы.

Немного об организации уроков труда

Надо обязательно подчеркнуть, что «Домоводство» было предметом только для девочек, у мальчиков #урок труда проходил в специальной мастерской, где имелись настоящие станки по работе с деревом, с металлом.

Уроки труда проводились отдельно для девочек и для мальчиков
Уроки труда проводились отдельно для девочек и для мальчиков

Чтобы у противников СССР не возникало ассоциации уроков труда только применительно к советскому образованию, сразу скажу, что программы дореволюционных гимназий также указывали на их необходимость:

"...цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в обыкновенном быту: чулки, простое бельё, простое платье".

Предмет «Домоводства» был во всех советских школах обязательным.

Как проходил урок домоводства?

Я не помню, чтобы нам преподавалось что-либо из раздела «Уход за жилищем» (тот, что я разместила выше), возможно, об этом рассказывали теоретически. Но такие глобальные разделы как «Кулинария» и «Шитьё и рукоделие» забыть невозможно.

Помню, что мы, изучая основы кулинарии, узнавали о полезных качествах пищевых продуктов, учились резать овощи, готовили бутерброды, салаты, винегрет, картофельное пюре. На продукты для готовки сами скидывались, и самостоятельно закупали их в магазинах или приносили из дома.

Девочки на уроке труда. Кулинария
Девочки на уроке труда. Кулинария

Самое интересное: #учительница давала задание приготовить эти же блюда дома, с требованием для родителей сделать первую пробу «результатов труда» новоявленных кулинаров. #Родители должны были ещё и написать в тетради отзыв о качестве приготовленного шедевра))).

Каюсь, грешна, эти отзывы мы, #девочки , писали по большей части друг другу сами))). Потому что, готовы к школьным урокам (в том числе, и к труду) бывали, обычно, только единицы.

Помню, что, изучая раздел "Шитьё" мы знакомились с устройством швейных машин ( у нас были ножные машины), учились шить на них элементарные вещи: косынку, фартук, ночную рубашку, юбку и платье. В каком именно классе что именно мы шили – это я уже запамятовала.

Урок труда. Шитьё
Урок труда. Шитьё

Незаменимая польза от уроков труда и домоводства

Сколько же пользы для жизни несли в советское время уроки «Домоводства»!

Красноречивее об этом расскажут комментарии к другой моей статье:

Я и не думала, что настолько плохо одета, пока в пионерлагере не оказалась в одном отряде с дочкой директора «Детского мира»

Вот комментарии тех, кто изучал "Домоводство" в школе:

Благодаря тому,что в магазинах не было нарядных вещей,мы все умели шить,вязать,вышивать! Сейчас этому почему-то не учат,а зря! …Всему этому учили нас в школах:кулинарии,этике поведения,как накрывать стол,как правильно ходить. Сейчас учителя заняты совсем другим.

Да, и шили, и вязали. Я в институт поступала в юбке, сшитой своими руками из дешёвого голубого ситца. И на первом курсе носила "самошвейные" юбку и блузку… Причём шить я научилась в школе на уроках обслуживающего труда, а вязать - в бесплатном кружке домоводства в доме пионеров.

нас в школе этому учили. Уроки труда - шить, вязать и готовить.

Я, помню,сама шила в 9-10 классе модные юбки-годе,солнце,брюки шила.А дочери мои иголку не знают как держать в руках,не смогла я их научить,не хотят,говорят:"а зачем?"Сама я сейчас шью кукол,и внучка глядя на меня просит,чтобы научила ее))Бальзам на сердце

Когда мне было 13 , я сама села за швейную машину. Отсутствие чего-либо развило фантазию, вкус, и научило много делать самой.

Сама себе в 8 классе куртку сшила, комбинированную, из 2-х пальто б/у. Сама себе в 9-м блузочку связала, из "распущенных" ниток.

Почти все умели шить. Да, ассортимент в магазинах был куцый и скудный, увы легкая промышленность восстанавливалась по остаточному принципу, даже в 70 ассортимент был не очень. Шили всё: от трусов до пальто. Выкройки были в журналах "Работница", "Крестьянка", специальные журналы с выкройками издавались.

Как сегодня школы обходятся без предмета "Домоводство"?

Сегодня уроки домоводства и труда исчезли из школьных программ, остались только кое-где в виде факультативов. появился предмет "Технология" так и непонятный многим по содержанию: это и изучение компьютерных программ, и "Черчение", и что-то ещё. Непонятно, как всё это сочетается в одном предмете? Как справляется с таким предметом учитель?

В поисках в Интернете хотя бы одного отзыва о предмете "Технология" нашла отзыв (не на моём канале) учителя:

Я учитель технологии. В школе больше двадцати лет. С ностальгией вспоминаю прежние времена. Нашла недавно свою старую тетрадь с поурочными планами для 8 класса, три часа в неделю (мальчики налево, девочки направо). Перелистываю, читаю: материаловедение, свойства тканей, ручные швейные работы, построение выкроек, правила раскроя, работа на швейной машине, вязание, вышивка, лоскутное шитье и так далее. Открываю современный учебник (мальчики и девочки вместе) один час в неделю: семейная экономика (ну это куда ни шло), дом в котором я живу(ремонт оконных и дверных блоков, врезной замок, ручные инструменты), электротехнические работы(физика в чистом виде), художественная обработка материалов - 10 часов на теоретическое изучение семи видов вышивки. Напоминаю, что класс не делится. В 5-7 классах ситуация мало чем оптимистичнее. А потом наши дети ни пуговицу пришить, ни обед сварить.

А ведь мы потеряли главное: сами добровольно отказались от ещё одного мощнейшего рычага формирования личности человека, каковым являлось трудовое воспитание.

Любовь к труду раньше прививалась с детства, а трудолюбие было одним из важнейших положительных качеств человека.

А сегодня уже и окна в классе помыть, и пол, - запрещено?! "Не царское это дело..." ))) Как стало такое возможно?

Уборка помещения посильна даже младшеклассникам. Будут лучше ценить школьное добро.
Уборка помещения посильна даже младшеклассникам. Будут лучше ценить школьное добро.

Кстати сказать, феномен педагогики А.С.Макаренко – признанного педагога во всём мире – просто не смог бы появиться без вовлечения трудных подростков в процесс труда.

Что интересно: труды Макаренко считаются обязательными к изучению для любого руководителя японских предприятий.

В Японии не гнушаются приобщаться к «советским» достижениям. У нас же противники СССР готовы опять признать всё советское отсталым, ушедшим в небытие, недостойным возрождения.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Разговор о трудовом воспитании в школе, вернее – о его отсутствии, конечно, требует продолжения.

Но, пока ограничусь вопросами. Помните ли Вы свои уроки труда, домоводства? Считаете ли необходимым наличие предмета «Домоводство» в современной школе?

Спасибо, что дочитали!
Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.

Всем мира и добра!

P.S. Задумалась: а как обстоит дело с трудовым воспитанием в лицее, где учатся дети Галкина и Пугачевой? Его руководство провозгласило, что за основу в лицее взято советское образование. Но советское образование без трудового (помимо умственного, физического, нравственного и эстетического) невозможно.

Гарри и Лиза - дети Пугачевой и Галкина - будут учиться в школе, учитывающей принципы советского образования. Возможно ли это?