Найти тему
Строительный мир

Инфраструктурный мегапроект трех стран: железнодорожная магистраль РФ-КНДР-Республика Корея

Оглавление

Россия и Южная Корея вынашивают несколько идей совместных мегапроектов: прокладка газопровода, строительство единой железнодорожной магистрали и ЛЭП для экспорта электроэнергии с территории РФ на Корейский полуостров.

Несмотря на то что об этих проектах говорят уже более десяти лет, ни один из них пока не реализован. Здесь, конечно, многое зависит от третьей стороны — КНДР. А у севера с югом, как известно, мягко говоря, непростые отношения. И у России по вопросу Северной Кореи мнения с руководством Республики Кореи совпадали далеко не всегда, в том числе и в годы обсуждения вышеуказанных проектов.

kremlin.ru (Встреча Президента РФ и главы КНДР Ким Чен Ира в 2002 году, где подробно обсуждался вопрос соединения Транскорейской и Транссибирской железных дорог)
kremlin.ru (Встреча Президента РФ и главы КНДР Ким Чен Ира в 2002 году, где подробно обсуждался вопрос соединения Транскорейской и Транссибирской железных дорог)

Есть и четвертый игрок в этом трехстороннем сотрудничестве — США, точку зрения которых Сеул вынужден учитывать, особенно когда речь идет о совместных мероприятиях с северным соседом. Правда, в последние годы, после смены власти в Южной Корее, ситуация начала меняться.

Транскорейская магистраль с выходом на Транссиб

Что же касается самих проектов, то один из них точно сдвинулся с мертвой точки, вот только когда он будет завершен в полной мере — вопрос скорее политический. Все дело в санкциях против КНДР со стороны американцев и ООН. Наложенные ограничения могут не позволить довести проект до логического завершения.

Речь идет о Транскорейской железнодорожной магистрали. Южная Корея, как кажется, верит, что в скором будущем получится осуществить эту задумку. По крайней мере свои надежды она подтверждает конкретными делами: в 2020 году власти приняли решение о строительстве 111 км дороги до границы с Северной Кореей, на что готовы потратить $ 2,3 млрд. Правда, еще два года назад Республика Корея надеялась, что поезда от Пусана до России заколесят уже в 2020-ом. Но всему свое время.

История проекта

Началось все в 2000 году, когда спустя полвека две Кореи договорились восстановить железнодорожное сообщение между Севером и Югом. Соглашения о единой дороге были подписаны также между президентом РФ Владимиром Путиным и Ким Чен Иром, возглавлявшим тогда КНДР; а спустя три года представители всех трех стран встречались по этому вопросу в Москве.

-2

Однако до 2006-го из-за очередного обострения в отношениях Южной и Северной Кореи обсуждение проекта серьезно затормозилось. Но усилиями России во Владивостоке тогда удалось организовать трехстороннюю встречу и прийти к некоторым соглашениям.

РФ в лице ОАО «РЖД» в 2008-2013 годах за $ 300 млн реконструировала более 50 км дороги на территории КНДР вплоть до портового города Раджин, где к тому же возвели и необходимую инфраструктуру. До этой точки Россия железнодорожным транспортом доставляла уголь, а после отправляла его по воде в Южную Корею.

В 2016 году из-за ядерных испытаний, проводимых Северной Кореей, вопрос о единой железнодорожной магистрали вновь повис в воздухе. Более того, теперь Россия из-за определенных санкций со стороны Южной Кореи в отношении северных соседей была вынуждена доставлять уголь напрямую с российских портов, не используя железную дорогу на территории КНДР.

© rzd.ru (Открытие перегрузочного терминала в северокорейском порту Раджин)
© rzd.ru (Открытие перегрузочного терминала в северокорейском порту Раджин)

После избрания на пост президента Республики Корея в мае 2017-го Мун Чжэ Ина переговоры по проекту были продолжены. Новый глава государства по многим вопросам относительно КНДР был солидарен с президентом РФ. К тому же буквально через месяц после прихода к власти он приостановил размещение американских систем ПРО на территории страны.

И вот в 2018-м колокол надежды забил с новой силой: между Севером и Югом были заключены новые договоренности, а в декабре в городе Кэсон (КНДР) при участии чиновников обеих стран прошла церемония закладки фундамента будущей железной дороги.

Тогда же сообщили о планах проложить скоростную линию Сеул-Пхеньян за $ 35 млрд. А президент Мун Чжэ Ин, как отмечалось, во время личной встречи даже передал на флешке Ким Чэн Ыну проект будущей дороги.

© president.go.kr (Встреча глав государств Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ина в мае 2018 года)
© president.go.kr (Встреча глав государств Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ина в мае 2018 года)

Было заявлено, что грузы из портового южнокорейского Пусана отправятся в Россию и Европу уже через два года. В том же 2018 году проект обсуждался в Москве представителями ОАО «РЖД» и южнокорейскими чиновниками. Олег Белозеров, глава РЖД, тогда заявил, что проект соединения Транссиба с Транскорейской магистралью может обойтись в $ 4 млрд. Но в результате в 2020-м Республика Корея только объявила о начале подготовительных работ перед строительством дороги на своей стороне.

До этого, в 2019 году, план будущей магистрали успели обсудить представители России и Южной Кореи в Токио, а также лично Владимир Путин с Ким Чен Ыном во время встречи во Владивостоке.

Предварительные работы Южная Корея планирует завершить к концу этого года. В полной мере проект на своей стороне Сеул должен реализовать в течение трех лет, а после (или параллельно) начать работы на Севере. То есть Республика Корея надеется, что санкции с Пхеньяна будут сняты уже к 2024 году. По подсчетам, на строительство и модернизацию железной дороги на территории КНДР понадобится $ 2,4 млрд. Южнокорейцы также прорабатывают вопрос, как наилучшим образом адаптировать свои поезда к железнодорожной колее РФ.

© Sumin Park  / pixabay.com
© Sumin Park / pixabay.com

Правда, пока не до конца понятно, как именно будет проходить маршрут. Предполагалось, что путь проложат по всему восточному побережью полуострова, но Северная Корея может настоять на строительстве магистрали через центр страны, так как тихоокеанское побережье КНДР богато военными объектами. Раньше, с 1906 года, железная дорога, построенная японцами, проходила от Пусана через Сеул и Пхеньян к юго-западной границе с КНР.

Перспективы проекта

В случае реализации проекта на доставку грузов с Корейского полуострова в Европу будет уходить две недели; по воде сегодня транспортировка занимает в три раза больше времени.

Некоторые чиновники Пхеньяна в мае текущего года заявляли, что они не против помощи соседей в строительстве новой и модернизации старой железной дороги КНДР.

Ведь если появится Транскорейская магистраль, соединенная с Транссибом, это принесет финансовые выгоды непосредственно и самой Северной Корее. Тем более, что от КНДР не требуется особых вложений в проект, разве что — предоставление рабочей силы, с чем в стране явно не будет проблем.

© TowerCard / CC BY-SA 3.0 (Мост дружбы, соединяющий Северную Корею и Россию)
© TowerCard / CC BY-SA 3.0 (Мост дружбы, соединяющий Северную Корею и Россию)

Но есть немало «но». Решение в конечном итоге будет принимать Ким Чен Ын, а по поводу железной дороги оно, несмотря на различные договоренности, неоднозначное. Экономически проект выгоден, а вот идеологически...

Пускать Юг на свою территорию с их продвинутыми технологиями для строительства железной дороги и инфраструктуры — значит продемонстрировать своему народу мощь Республики Корея. Все-таки по северокорейскому телевидению не раз говорилось о преимуществах над южными соседями, в том числе и в технологическом плане. Да и в целом до конца непонятно, насколько КНДР сегодня готова к подобному сближению с Югом.

Так или иначе, а Республика Корея и Россия очень надеются на то, что единая железная дорога появится в самом ближайшем будущем. В сентябре этого года о важности скорейшей реализации проекта вопреки международным санкциям говорил глава МИД РФ Сергей Лавров. Уже в декабре 2020-го может состояться новая трехсторонняя встреча по вопросам строительства совместной магистрали.

Читайте: Проект Сахалинского моста за 540 млрд руб.: «за» и «против»