Найти тему
Учу сына говорить

Алалия. С чего начать самостоятельные занятия (пример занятия)

Всего, конечно, не опишешь, но я хочу немного систематизировать, о чем последнее время много писала и, попытаться помочь мамам, которые хотят заниматься с ребенком, хотят помочь своим детям, но не знают с чего начать.

Я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, и ничего не навязываю. Мои рекомендации основаны исключительно на моем опыте и пока небольших знаниях.

Если кому-то хоть немного поможет мой опыт, это уже очень здорово.

Еще несколько оговорок.

Первое. Ребенок всегда хуже занимается с мамой, чем с педагогом. В моем случае, это было начато дочерью, подтверждено сыном.

Второе. Никаких экспромтов, к каждому занятию, даже если оно в форме игры, необходимо готовиться. В какие игры будете играть, что "прокачивать", все должно быть записано в план занятия.

Третье. Обязательный итоговый контроль. После каждого занятия, записывайте как оно прошло. Что получилось, что не пошло совсем, что вызвало интерес. Переход к другому заданию или снижение уровня подсказки нужно начинать, если ребенок отвечает 80% правильно в течение трех занятий, проводимых подряд(по АВА).

Четвертое. Если ребенок, в течение трех подряд занятий, не выдает 80 % правильных действий и ответов, следует перепроверить уровень сложности задания, возможно, следует разделить задание на более простые действия, либо пересмотреть вид и правильность подсказок, правильность выбранных стимулов (поощрений). Именно ваш итоговый контроль в этом поможет.

Пятое. Не спешите, не перегружайте план занятий и не опускайте руки, если не получается все то, что вы запланировали. Пробуйте, наблюдайте, определяйте каков индивидуальный ритм развития ребенка.

Представим ситуацию. Ребенок 3-4 года, говорит до 30 слов, на просьбы реагирует не всегда, частые истерики, отказывается рисовать, писать, читать, лепить, отсутствует ролевая игра.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Во-первых, необходимо определиться с правильными мотиваторами. Чем вы будете поощрять ребенка за правильно выполненное задание. нельзя обещать что-то (сделаешь вот это - получишь вот это), поощрять нужно сразу же после правильно выполненного задания.

Чтобы понять ради чего ребенок готов что-то сделать нужно:

  • наблюдать (родители лучше знают, что ребенок очень любит есть, с чем любит играть) С поощрением в виде игрушки, нужно быть осторожней, возможно будет сложно забрать, чтоб продолжить занятие.
  • использовать метод "одиночный стимул" (АВА-терапия). Вы берете любимые ребенком предметы, еду (игрушки и еду нужно тестировать отдельно), выписывайте их в таблицу и предоставляете ребенку 5-10 раз. Если возьмет, ставите +, если не возьмет -.
  • использовать метод Фишера (АВА-терапия). Определить через наблюдение 8 видов лакомств (нарезаете маленькими кусочками, чтобы ребенок быстро не насытился. Складываете по коробочкам и выкладываете на стол по два лакомства на расстоянии 20 см. Отмечаете в табличке, что именно ребенок взял, что ему предпочтительнее. Если ребенок не взял ни одно лакомство в течение 15 секунд, убираете оба.

Во-вторых, начать следует с имитации ваших простых движений. Как только вы научите ребенка подражать вашим движениям, вы сможете показать ему множество вещей - играть с игрушками, одеваться, пользоваться мимикой. Имитация звуков и слов самая трудная программа для ребенка и ее вы сможете начать после овладения имитацией движений и мимики.

Примеры для обучения имитации движений:

Поднимание рук, дотронься до носа, хлопание в ладоши, постукивание по столу, встать, потрогать живот, топнуть ногой, махнуть рукой "пока", поднимание одной руки, потрогать уши, взять предмет со стола, дотронуться до языка, сесть, повернуться вокруг себя.

Громко произнесите: Сделай это (сделай так) и поднимите руки. Нужно говорить - сделай это, а не подними руки, т.к. вы обучаете имитации, а не пониманию команды.

Если ребенок не хочет повторить ваше движение, повторите "сделай это" и поднимите руки ребенка за запястья и подержите их у него над головой несколько секунд. Немедленно поощрите его. Постепенно, когда начнет получаться, снижайте уровень подсказки (слегка приподнимайте руки ребенка за запястья и потяните вверх, потом просто подтолкните руки ребенка в нужном направлении пальцами). Если ребенок правильно выполняет задание несколько раз подряд с подсказками, отказывайтесь от подсказок.

Когда ребенок начнет выполнять задания близко к норме с двумя действиями, начинайте чередовать задания, чтобы убедиться, что ребенок не просто запомнил последовательность действий, а действительно научился имитировать движения).

Примеры имитации мимики и жестов:

Открыть рот, улыбнуться, помотать головой "нет", надуть щеки и выдохнуть воздух, высунуть язык, нахмуриться, кивнуть головой "да", прикусить губу, поворачивать голову из стороны в сторону, подмигивание.

Мимике можно учить сначала перед зеркалом, потом в положении лицом-к-лицу.

Пример плана занятия:

1. Выполняем на стуле (мама сидит на полу, глаза в глаза с ребенком) Имитация "подними руки"

2. Если ребенок неусидчив, меняем место - спускаемся на пол. Игра (пирамидки, паззлы, фигуры из конструктора - строим башню, ребенок повторяет и т.д.)

3. Выполняем на полу. Массаж рук (ловим пальчики ребенка, легонько удерживаем их по одному пальчику, ребенок должен пытаться их вытянуть), катаем мячики Су-Джок по ладошкам.

4. Выполняем на стуле. Имитация "открыть рот"

5. Выполняем за столом, на столе расставляем знакомые ребенку игрушки. Игра "покажи мне" тренируем указательный жест.

6. Выполняем на полу. Играем в сортер, мяч, карточки (что интересно ребенку).

7. Выполняем в комнате. Играем в "шаг-хлопок" (идем до игрушки в другом конце комнаты - делаем вместе шаг правой ногой, не приставляя левую - хлопок - делаем шаг левой ногой, не приставляя правую - хлопок и т.д.)

8. Выполняем на стуле. Имитация "подними руки"

9. Выполняем в комнате. Играем "хлопай один" Дуем мыльные пузыри, хлопнуть можно только один.

10. Выполняем на стуле. Имитация "открой рот".

После занятия обязательно отмечаем, что получилось, что нет. Скорее всего вы сами поймете, что ребенку далось легко, что сложновато.

Будьте готовы к тому, что ребенок будет игнорировать ваши просьбы, что вам придется много сдерживаться, чтоб не закричать, все бросить. Поощрите себя!! И не прекращайте. Сразу набросайте план занятия на следующий день, он скорее всего будет такой же, может что-то вы замените, усложните или упростите по результатам первого занятия.

Не относитесь к занятию серьезно, попытайтесь получить удовольствие!