Во время правления Муавии имам Хусейн (мир ему) одно время оставался на заднем плане на фоне имама Хасана (мир ему), но после его мученической смерти он начал борьбу с Муавией.
Борьба истины с заблуждением началась с писем-наставлений, где объяснялись ошибки Муавии в его правлении, а закончилась громким восстанием против попыток Муавии назначить Йазида своим наследником престола. Для наставления людей он обращался к общинам с проповедями.
«Когда Муавия принимал присягу мусульман о том, что после него его престол наследует Йазид, имам Хусейн оказал ему жесткое и бескомпромиссное противодействие, и он никогда не присягал Йазиду. Он даже жестко поговорил по этой теме с Муавией и направил письма, где жестко его критиковал»[1].
ПИСЬМО ИМАМА ХУСЕЙНА (МИР ЕМУ) О ДЕЙСТВИЯХ МУАВИИ
После мученической смерти имама Хасана (мир ему) Муавия в этот раз увидел угрозу для себя и своего сына Йазида в имаме Хусейне (мир ему). Он волновался, что он будет подстрекать людей, и они поднимут восстание против власти.
В эти дни наместник Медины Марван бин Хакам свою оценку ситуации изложил в письме Муавии: «Как сообщал Амр бин Осман, некоторые известные люди из Хиджаза и Ирака приезжают к Хусейну сыну Али и он (Амр) не уверен, что Хусейн не поднимет восстание...».
Получив это письмо, Муавия направил свое письмо имаму Хусейну (мир ему), попытавшись испугать его.
Он обвинил имама Хусейна (мир ему) в попытке «внести раздор в единство мусульманской общины»:
«... ко мне пришли некоторые сведения, связанные с тобой. Если эти слова правда, то знай, что они мне не нравятся и я их не ободряю. Если же это не так, это ложь, то если ты будешь сторонится этого, то станешь самым счастливым из людей.
Начни получать свою долю (в этом мире) и оставайся верным клятве Аллаха. Не заставляй меня порвать с тобой все связи и сделать зло тебе.
Потому что, когда ты не будешь признавать меня, то и я не буду признавать тебя. Когда ты задумаешь заговор против меня, то и я подготовлю заговор против тебя. Бойся Аллаха в вопросе разрушения единства мусульманской общины, о, Хусейн! Не ввергай их в смуту»[2].
Есть также и другие сведениям о письме, посланном Муавией:
«... До меня дошли сведения о некоторых твоих действиях, если это правда, то они не красят тебя. Клянусь Аллахом, каждый должен оставаться верным заключенному соглашению.
Если же эти сведения неверные, то больше всех достоин такого отношения. Следи за собой, оставайся верным обещанию и договору.
Если же ты окажешь мне противодействие, то и ты увидишь мое противодействие, если же ты совершишь мне зло, то и ты увидишь зло, избегай создания раздора среди мусульманской общины...»[3].
Имам Хусейн (мир ему), который решил быть верным присяге данной его старшим братом, имамом Хасаном (мир ему), написал, что у него нет таких намерений.
ИМАМ ХУСЕЙН РАСКРЫВАЕТ ВСЕ ПОСТУПКИ МУАВИИ
В том же письме он рассказал о всем, что сделал Муавийа, и заявил, что боится того, что он будет обязан перед Аллахом поднять восстание против него:
«... Я получил твое письмо. В своем письме ты говоришь, что до тебя достигли какие сведения, связанные со мной. Ты пишешь, что ты недоволен ими и что мне они не к лицу.
Ты утверждаешь, что достичь добра можно только через руководство и помощь Аллаха. Что же касается сведений обо мне, который дошли до тебя, то это слова льстецов, сплетников. Это злонамеренные попытки желающих расколоть общество. Это ложь заблудших.
Я не вознамерился начать против тебя войну или поднять восстание. Только я боюсь Аллаха, что отказался от этого и я прибегаю к защите Аллаха, что это будет уважительной причиной для вас и твои заблудшим друзьям из толпы угнетателей.
Не ты ли убил с товарищами приверженца племени Кинда Худжра бин Адиййю, который читал намаз, посвятил себя поклонению, не одобрял угнетение, осуждал нововведения, повелевал доброе, запрещал плохое. Он посвятил себя борьбе на этой ниве и не боялся осуждать осуждаемых.
Не ты ли убил их подло и низко, после того, как дал им гарантию безопасности, дал тяжелые клятвы, что не причинишь им вред, показал им подписанные договора? Это твоя наглость по отношению к Аллаху и показатель принижения клятвы Ему.
Разве не ты убил сподвижника Посланника Аллаха (С), члена племени Хузаа Амра бин Хамика? Он столько времени проводил в поклонении, что его тела сгнило, сил у него не осталось, цвет выцвел. Ты убил его после того, как дал гарантию безопасности и, представив различные гарантии. Если бы ты слово, которое дал ему, было дано в горах диким животным, то даже они вышли бы к тебе с мычанием.
Не ты ли объявил братом Зийада бин Сумайю, рожденного на ложе в тени Сакифа? Не ты ли настаивал, что «он – сын моего отца»? Или же Посланник Аллаха (С) не сказал, что «ребенок принадлежит дому, в постели которого родился, а для прелюбодеев есть камень?». Таким образом, ты даже отвернулся от сунны Посланника Аллаха (С).
Ты, не имея путеводителя от Аллаха, последовал за своими страстями и желаниям. Затем схватившись за это, свалил все это на голову общины Ислама. И настолько, что стали убивать мусульман, отрубать им руки и ноги, выкалывать глаза, привязывать к веткам пальм. Будто ты не принадлежишь к этой общине и как будто эта община не от тебя.
Не ты ли убийца аль-Хадрами? Зийад написал тебе, что он в религии Али (мир ему), а ты в ответ написал:
«Убей каждого, кто приверженец религии Али». И таким образом, Зийад по твоему приказу убил их и изуродовал их тела.
А в то время как религия Али - это религия его двоюродного брата (С). И ты сейчас сидишь на том месте, что сидишь, благодаря этой религии. Если бы не было этой религии, то твоя честь и твоих отцов состояла бы двух путешествий - одна летом, а вторая зимой.
Одно из твоих слов говорит: «Посмотри на себя, твою религию и общину Мухаммада (С), не порть единства этой общины, не ввергай их в смуту».
По-моему, я не знаю большей смуты, кроме той, что ты стал управляющим этой общины. Я не знаю более благородного поступка для себя, своей религии и общины Мухаммада (С), чтобы тебе в лицо говорить о твоих злодеяниях. Если я это сделаю, то несомненно приближусь к Аллаху. Если же я отступлю от этого, то ради своей религии попрошу у Аллаха прощения, попрошу помощи и успеха у Него для того, чтобы Он показал истину.
Ты говоришь: «Если ты меня не признаешь, то и я тебя не признаю, если ты задумаешь заговор против меня, то и я подготовлю заговор против тебя».
Если хочешь строй этот заговор. Я надеюсь, что этот заговор никак не навредит и самый большой вред получишь ты сам. Потому что ты оседлал невежество, ты с большой страстью попираешь слово, которое дал. Клянусь жизнью, ты не последовал ни одному из условий, несмотря на то, что мир и соглашения были скреплены клятвой и документами, ты попрал это соглашение, убив тех людей.
Ты их убил, несмотря на то, что они не воевали, никого не убивали. Ты это сделал только из-за того, что они рассказывали о нашей добродетели, оказывали нам большой почет. Ты убил их из-за страха. А может быть ты умер бы, а они не совершили бы то, чего боялись или они умерли бы сами, не достигнув такой цели.
Эй, Муавийа! Знай, что тебя настигнет возмездие, и обрадуйся этой радостной вести. Не сомневайся, что тебя призовут к ответу. Знай, есть книга Аллаха, куда записывают деяния, не деля их на большие и малые.
Аллах не забудет, как ты, опираясь на не имеющие под собой основу домыслы, отлавливал людей и наказывал их, как на основе ложных подозрений убивал Его друзей, как ты их высылал из домов и отправлял в ссылку на чужбину, как ты заставлял присягать людей зеленому юнцу, своему сыну - выпивохе и любителю игр с собаками.
Я не вижу ничего, кроме того, что ты окажешься в убытке. Ты уничтожил свою религию. Ты обманул людей хитростью и интригами. Ты слушал слова безмозглого невежды и избегал обладателей богобоязни»[4].
ХУСЕЙН (МИР ЕМУ) ЗАХВАТЫВАЕТ КАРАВАН МУАВИИ ДЛЯ РАЗДАЧИ БЕДНЫМ ЖИТЕЛЯМ МЕДИНЫ
В период правления Муавии интересы жителей Медины специально игнорировались. Причиной тому стало то, что мединцы никогда не отказывались от уважения и любви к Ахли Бейту и Али (мир ему).
Что же касается Омейядов и сынов Умайи то всегда дистанцировались от них.
Муавийа же для того, чтобы отомстить этим людям ставил наместниками Хиджаза Марвана бин Хакама и Саида бин Аса. Жители Медины от этих двоих не увидели никакого добра. Людей обеднели, их перестали брать на государственную службу.
Чтобы защитить людей, имам Хусейн захватил караван из Йемена и раздал его среди мединцев в качестве их доли из казны (до этого выплат для жителей из Медины из «Байтуль мал» вообще не было).
Имам Хусейн остановил караван, который проходил мимо Медины и двигался из Йемена в Сирию и захватил его имущество. Он раздал его, как халиф распределяет из казны, нуждающимся из Медины.
Для того, чтобы сообщить об этом Муавие, он написал ему письмо:
«От Хусейна бин Али Муавие сыну Абу Суфьяна... Знай, что через нашу область шел караван из Йемена. Караван вез определенное количество имущества, одежду, благовонья и амбру. Эти товары были посланы, чтобы пополнить сокровищницы Сирии и для того, чтобы насытить тебя, а после того, как ты насытишься, насытишь других детей своего отца. Я почувствовал необходимость в этих товарах для мусульман и захватил их. Прощай!»[5].
Муавийа посчитал, что его халифат под угрозой и, пожелав доказать, что он и есть законный халиф, написал в ответ следующее письмо:
«От раба Аллаха, повелителя правоверных Муавии Хусейну бин Али. Да будет мир над тобой. Твое письмо пришло ко мне. Ты написал, что мимо вашей области из Йемена проходил караван, что он вез для меня товары, одежду, амбру и благовонья, и что я должен был положить в сирийскую сокровищницу и после того, как насытился бы сам раздал бы их сыновьям моего отца, и что у тебя появилась потребность в этом и ты захватил это.
После того, как ты приписал это имущество мне, то тебе не пристало его захватывать. Потому что правитель обладает приоритетным правом на имущество. Затем на него возложено распределение его. Клянусь Аллахом, если бы ты позволил этому имуществу дойти до меня, то я не лишил бы и тебя твоей доли.
Но я думаю, о, сын моего брата, что в твоей голове что-то вертится. Я желаю, чтобы это случилось во время моего правления. Потому что я знаю цену тебе, и сделаю вид, что не видел этой ошибки.
Я боюсь, что однажды я столкнешься с кем-то, кто не доверит тебе даже дойку верблюда»[6].
[1] Риджал-и Кашши, с. 94
[2] Хайату'л Имами'л Хусейн, т. 2, с. 223
[3] Мухаммад бин Хасан Туси, Ихтийари Ма’рифати’р-Риджал, с. 48
[4] Хайату'л Имами'л Хусейн, т. 2, с. 235
[5] Шарху Нахджу'л Балага, Ибни Хадид, т. 4, с. 327
[6] Шарху Нахджу'л Балага, Ибни Хадид, т. 4, с. 327
Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Хусейн(а)"