Давно хотел посмотреть «К звездам», широко разрекламированный голливудский фильм прошлого года, и вот выдалась свободная минутка, посмотрел. Делюсь впечатлениями.
Режиссер фильма Джеймс Грэй, потомок украинских иммигрантов, особых лавров Голливуде не хватал, и к «К звездам» стало его первым настоящим прорывом.
Внимание! Далее идут спойлеры к фильму!
Фильм ожидался как некий ответ «Интерстеллару» Нолана и во многом с ним сравнивается. Сразу скажу – сравнение не в пользу «шедевра» Грэя.
Фильм идет более двух часов и производит странное впечатление. С одной стороны – это, несомненно, фантастика, так как действие происходит в «недалеком будущем». С другой стороны – это сплошная философия с отсылкой к вечным ценностям, смысле жизни и прочей фрейдистской идеологии.
Конечно, основной упор в фильме на людях, а не на технологиях. «Недалекое» будущее нам показано вскользь – мы видим мега-антенну, уходящую на сто километров ввысь, с который постоянно срываются рабочие, в том числе и главный герой (к которому мы вскоре вернемся). В одном кадре видно едущую по шоссе машину (!) – и это в будущем, где от Марса до Нептуна можно долететь всего за 79 дней.
Фабула ленты проста и незамысловата – 30 лет назад бравый астронавт Клиффорд Макбрайд (его играет Томми Ли Джонс) улетел с секретной миссией «Лима» к Нептуну искать внеземную жизнь, после чего связь с ним прервалась.
Его не менее бравый сын Рой в исполнение Брэда Питта вырос и ему поручено связаться с отцом, так как на Землю обрушиваются загадочные «импульсы».
Пересказывать сюжет далее не буду. Понятно, что Грэй пытался засунуть концептуализм везде, где только можно. Даже подзаголовок фильма отсылает к древней латинской фразе Per Aspera ad Astra (Через тернии к звёздам, - помните такой отечественный фильм?). Действие длится более двух часов, на протяжении которых герои мало говорят, да и вообще экшена практически нет. А когда динамические сцены всё же возникают, они выглядят достаточно странно, если не сказать забавно.
Например, момент с нападениями пиратов на Луне. Зачем это вообще в фильме? Или когда взбесившаяся подопытная обезьяна убивает весь экипаж норвежского корабля и до кучи капитана корабля Питта, который зачем-то лично пошел на разведку (причем взяв с собой пассажира – того же Питта).
Ну и, конечно, устранить причины «импульсов», которые посылает сломавшийся реактор корабля проекта «Лима», можно только с помощью портативной ядерной бомбы, которую Макбрайд-младший, попутно устранив все препятствия на своем пути, устанавливает и дистанционно подрывает.
Все научные экивоки в фильме вообще выглядят смешно. И если у «Интерстеллара» научным консультантом был нобелевский лауреат физик Кип Торн, то кто консультировал «К звездам», вообще непонятно.
Не сказать, что фильм вызвал полное моё отторжение. Нет, он по-своему поучителен и притягателен. Игра Питта, безусловно, заслуживает уважения. Ведь большую часть экранного времени мы видим именно его лицо, причем преимущественно крупным планом. Гримеры даже старательно его состарили, чтобы он более походил на своего морщинистого отца. Питт, конечно, бесподобен, он практически всю роль сыграл глазами.
Куча ненужных персонажей, но которых требовали законы жанра. И жена Ева – в её образе пару раз на заднем плане мелькает Лив Тайлер. И полковник, друг отца, совсем уже старенький Дональд Сазерленд. И персонаж номинантки на "Оскар" Рут Негги, родителей которой якобы убил отец Макбрайда...
Фильм вполне можно было превратить в моноспектакль Бреда Питта, даже Томми Ли Джонс не нужен, тем более, что его появление в концовке и последовавшие далее совершенно алогичные и высосанные из пальца эпизоды еще ниже уронили киноленту в моих глазах.
Но фильм не убедил. И нет в нем волшебной музыки Ханса Циммера, как в творении Нолана. Конечно, Питт котируется намного выше Макконахи, поэтому у критиков (да и в рейтинге Rotten Tomatoes) фильм получил сплошные плюсы. Вот только обратите внимание на оценку зрителей. А она в два раза выше у «Интерстеллара».
А зрителя не обманешь, поэтому «К звездам» собрал в прокате в 6 раз меньше денег, чем фильм Криса Нолана. Но дело, конечно, не в деньгах…
Напоследок официальный пафосный трейлер. А смотреть фильм или нет, решать, конечно, же вам, друзья.