Зачем?
Минутку терпения!
1. С годами убеждаюсь: мне важнее не где быть, а с чем быть...
Раньше, сажусь в поезд, пиджак - на вешалку, дневник - из рюкзака, ныряю на верхнюю полку, делаю глубокий вдох, и...
И начинается моя дорога…
...Доехал до деревни, к родственникам, подумал: вести дневник – это также, как заниматься домашним хозяйством, сажать огород, держать всякую живность.
Потом я вычитал у Уайльда: «Я никуда не выезжаю без дневника. В поезде всегда надо иметь для чтения что-нибудь захватывающее».
-Вот! – говорю, - надо же, совпало.
Да, из первооткрывателей я удаляюсь, но моя самооценка все равно подпрыгивает как температура у больного на градуснике.
2. Дневник как спасение
Люди попадают в разные переделки. А если б дневники вели – мы бы многое узнали о том, что творилось и что мы теперь творим.
Дневник Анны Франк – это первое, что приходит в голову. Одна из самых психологически пронзительных книг о Холокосте. Еврейская девочка 2 года писала мемуары во времена немецкой оккупации и все закончилось трагично.
Читаю - девочка пряталась в шкафу. Да не в шкафу она пряталась, а в дневнике. Прочтите, пожалуйста.
Да, там обошлось без литературной гладкости написания слов – это просто дневник, написанный рукой обыкновенной 13-летней девочки, детство которой кончилось очень быстро.
3. У Достоевского - Дневник...
– это как телефонная будка для разговора. В 1872 году Федор Михайлович получил приглашение стать редактором газеты-журнала «Гражданин». В этом издании он создал особую рубрику под названием «Дневник писателя». В первом номере «Гражданина» за 1873 г. Достоевский заявляет: «Буду и я говорить сам с собой ... в форме этого дневника. <...> Об чем говорить? Обо всем, что поразит меня или заставит задуматься». Именно там миру явилась «Кроткая» и приснился «Сон смешного человека».
4. Толстой подходит к Дневнику глобально,
делится сокровенным, заливает сомнения как бетонную смесь на основание пола. И вкладывает в уста Нехлюдова из «Воскресения»: «Два года не писал дневника и думал, что никогда уже не вернусь к этому ребячеству. А это было не ребячество, а беседа с собой, с тем истинным, божественным собой, которое живет в каждом человеке. Всё время этот Я спал, и мне не с кем было беседовать».
27 октября 1900 года он пишет: «Думал о том, что если служить людям писанием, то одно, на что я имею право, что должен делать, это — обличать богатых в их неправде и открывать бедным обман, в котором их держат» («О служении писателя»).
Вроде бы все высказывает там Толстой, так еще и для написания романов дневники использует.
5. У Юрия Олеши ни дня без строчки ...
Весной 1930 года Юрий Олеша начал вести дневник, который в итоге будет назван «Ни дня без строчки». Рассказ, очерк, воспоминания, размышления собирались в один архив писателя. Восстановлен целый калейдоскоп сверкающих, как смальта, впечатлений.
Олеша делает записи, одну за другой. Будто испытывая их на крепость, прочность, гибкость, на звук и цвет.
«…Мне хочется, чтобы фраза бежала, а не сочинялась так, когда следующая ее часть как бы отскакивает от предыдущей. Эти записи имеют ту для меня пользу, что все же учат меня владению фразой. И, вообще, они приучают меня писать, от чего был очень далек когда-то. Сесть за стол, взяться за перо было бы мне очень трудно - о, почти невозможно, как из бодрствования, не заснув, шагнуть в сновидение!»
Олеша свое путешествие по жизни проводит не для романа, а чтобы доказать себе, что он выбрал правильный путь:
«Эти записи - все это попытки восстановить жизнь… И я хотел бы пройти по жизни назад, как это удалось в свое время Марселю Прусту».
«Что за колдовство все-таки! Почему, когда пишу для себя, пишу легко и хорошо - когда для печати, мусолю, вымучиваю?»
Он жил фрагментами – писал фрагментами. У него развивалось , как сегодня скажут "клиповое мышление".
Любовь Олеши к отдельны фрагментам жизни разорвала ткань его записок на отдельные не склеиваемые и не сшиваемые куски. Между детством и старостью автора дневника - 245 страниц. Он написал в конце дневника: «…Несмотря на то, что я стар, я ни на мгновение не допускаю, что я умру. Может быть и не умру ? Может быть, все это - и с жизнью и со смертями - существует в моем воображении? Может быть я протяжен и бесконечен, может быть, я вселенная ?»
Дневник позволил ему выплеснуть негативную энергию смерти.
Он специально не стал делать роман из дневника, втаптывая свой талант в землю. В этом была его сила не писать законченных произведений!
Наверное к Олеше можно применить фразу Роберта Льюиса Стивенсона: «История каждого человека – это дневник, в котором он думает написать одну историю, а пишет другую, и час наибольшего унижения – когда он сравнивает получившийся том с тем, который он обещал создать…»
6. Джордж Оруэлл вел дневники даже в пору бродяжничества и ...
и тяжелых случайных заработков. Сохранилось аж одиннадцать, за период с 1931 по 1939 год. Там обнаруживаются его юношеские скитания среди шахтеров и рабочих, мысли о тоталитаризме и войне, но даже наблюдения за погодой, вырезки из газет с рецептами и советами садоводу. В 1938 у него обнаружили туберкулез. И дневник разделил с ним его мучительные переживания, оставшись стилистически безупречным. Но главная миссия его дневника была впереди. «1984» и «Скотный двор» состоялись благодаря многим предварительным записям.
Дневник для писателей выполнял программу их выживания, чтобы они там не писали, чтобы они с ним не делали. Конечно, дневниками Чехова, Пришвина и Шукшина можно зачитываться как детективом. А в дневниках Авдотьи Панаевой познакомиться с кружком Виссариона Белинского и редакцией журнала «Современник».
Но главное определение жанра дневника - мысли о вечном.
...Вот покосы, что далеко простираются за деревней, в лесах, в просеках, между перелесками. Покосы - это жизнь коровки – а без коровки в деревне нет жизни. Одна бабка, на краю деревни жила, всю жизнь держала корову, а продала ведь – нет сил доить. А вскоре и померла. Все каждодневные нужды – за водой - в колодец, двор подмести. Так и в дневнике. А бывает в дневнике запишешь чего по мелочи, тоже напоминает деревенские хлопоты – это как курочкам зерна насыпать, в огороде сорняк порвать. Иначе нельзя. Дневник – живое существо, требует еды, а еще ему нужна ласка, как всякой живой твари, псу или кошке.
Дорогой читатель, какие Вы прочитали дневники?
Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от дневников, чужих и, возможно, своих.