Внимание - спойлеры!!!
В середине последнего сезона мне хотелось написать: ""Сотня" закончилась пшиком", да и сейчас, после финальной серии так хочется, но не дают ностальгические чувства... Семь сезонов...Семь, мать его, лет...
Роман-воспитание в апокалиптическом антураже и местами sci-fi декорациях - этот гремучий коктейль взорвал молодежную аудиторию. А помнишь, как все начиналось...
Почти столетие назад на Земле произошла ядерная катастрофа. Выжившие маются на орбитальной станции "Ковчег". Планета вроде как оживает, нужно выяснить пригодны ли уже в конце концов условия. На разведку посылают "кого не жалко": сотню (как символично - сто лет, сто человек - музыка цифр) малолетних преступников, которых и так обязательно казнили бы после совершеннолетия. На станции выживших с правопорядком строго - ресурсы уж больно ограничены. Такая вот завязка сюжета, дальше - больше: бесконечные войны сначала с аборигенами-одичавшими землянами, потом с колонией из бункера, потом взбесившийся Искусственный Разум всех попытается прикончить, потом снова ядерная катастрофа, затем межгалактические путешествия, инопланетяне и прочее, прочее.
Первый сезон прокатился с оглушительным успехом. Таких высоких рейтингов создатели малобюджетного проекта не ожидали. Действительно сериал получился динамичным, драйвовым с обаятельными персонажами (спасибо кастинг-директору), сработали и клише жанра подростковой антиутопии - слава "Голодных игр" в 2014 году еще не успела утихнуть, примерно в то же время, правда на больших экранах, вышли похожие проекты, собравшие неплохую кассу - "Дивергент" и "Бегущий в лабиринте". Эти франшизы быстро свернулись - киноформат не позволил им развиться дальше, а вот телевизионная "Сотня", заручившаяся поддержкой преданной фанатской аудитории, жила.
На волне успеха "Джейсон Ротенберг и ко" клепали главу за главой, как порой казалось, буквально на коленке. Это душевное творчество походило, то на хорошее приключенческое кино, то на самодеятельность, а иногда - пародировало само себя. Собственно весь финальный сезон оказался одной большой самопародией.
Хулиганы взрослели вместе со зрителем. Они влюблялись, расставались, принимали важные решения, учились, искали себя. И в конце концов, переросли свою жанровую песочницу. Драйв молодости и флер первооткрывательства сменились усталостью и чуть ли не скукой. Все мы понимаем, почему Питер Пен, как черт ладана, боится повзрослеть... Кому захочется следить за обремененным заботами, депрессивным, замороченным мужиком в зеленом трико?
Главная героиня Кларк Гриффин - дочь одного из руководителей "Ковчега" - из отважной фантазерки, рисующей растения, животных и звезды, превратилась в лидера, принимающего сомнительные решения, а в последствии - в разбитую горем и экзистенциальным кризисом женщину, которая уже не способна принять никакие решения.
Сиротка Октавия Блейк - незаконнорожденная. Все детство ее прятали от охраны под полом. Она же первой после высадки ступила на незнакомую ожившую землю. Октавия - сильная и очаровательная в юности, сильнее всех чувствовавшая - любившая, ненавидевшая - стала военной преступницей.
Ее брат Беллами - скептик, пожалуй, самый ответственный и чуткий из всей команды - стал религиозным фанатиком и предал своих друзей. Персонажа Боба Морли попросту "слили" - таким скомканным и мутным получился его финал - Беллами застрелила лучшая подруга - Кларк, причем долго она не думала.
Гениальный инженер Рейвен Рейс осталась верна себе - смелая и благородная, она способствовала спасению человечества.
Трус и негодяй Джон Мерфи вырос в героя, готового жертвовать собой ради любимых. Это, пожалуй, наиболее удачный образ из всей "Сотни". Его нужно было делать центральным персонажем, тогда, возможно, и сама история казалась бы менее натянутой и наивной.
С каждым сезоном ритм повествования все больше замедлялся, так, что в пятом и шестом, даже зубы сводило. Финальная глава, напротив, настолько насыщена событиями, что не успеваешь следить. История заканчивается лихорадочно, в агонии. Логические связи порваны и даже искрят.
Актерская игра в финале показалась мне настолько плохой, что было даже забавно. А вот шутки, которыми авторы насытили действие, особенно в самые напряженные его моменты, совсем не смешные, даже стыдно, какие они. Все эти фразочки... Например, вот встречаются после долгой разлуки Октавия и Беллами, причем сестра думала, что брат погиб, и вот она выдает, что-то вроде "Блейков так просто не сломить".
Немая пауза.
В самом конце герои обретают все, к чему стремились - "на свете счастья нет, но есть покой и воля". Правда тихое убежище друзей, которые отныне навсегда и вместе, все так же скоро набросано в духе незабвенного "Остаться в живых". Такой вот финал с фигой в кармане.
Не хватило камео давно ушедших персонажей. Возможно, атмосфера была бы более душевной, покажи авторы Финна, Джаху и его сына Уэллса (только казалось, что он - наравне с Кларк дальше будет крутить сюжет, а его убили), маленькую девочку, погибшую первой, Монти и Джаспера (Джаспер после Мерфи - второй интересный герой), Маркуса и Линкольна.
Слишком все наспех, слишком рвано, слишком в кучу...
С "Сотней" произошло самое страшное, что в принципе может случиться с произведением - его героям перестали сочувствовать. Шоу затянули настолько, что оно просто скончалось от старости, а потом мы уже наблюдали за мумией. И попытка закольцевать сюжет, отсылка к самому первому кадру в самом-самом конце вызывает лишь горькую усмешку: а помнишь, как все начиналось.
И все же это непритязательное приключенческое "мыло", имевшее все шансы стать таким же культовым, как "Зена", дало старт карьерам молодых и многообещающих Рики Уиттлу ("Американские боги"), Алисии Дебнем-Кери ("Бойтесь ходячих мертвецов") и Девону Бостику ("Удивительная миссис Мейзел").
Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.