Найти тему
Судострой

Как создавался первый российский краболов "Русь"

1. Судно для добычи краба "Русь" в октябре 2019 года
1. Судно для добычи краба "Русь" в октябре 2019 года

Ровно год назад удалось побывать на строящемся судне для добычи краба "Русь". Это первое специализированное #судно для добычи краба, построенное в России по программе инвестквот и первый краболов, сданный отечественными корабелами за последние 30 лет. Сейчас краболов "Русь" успешно работает в Охотском море. В октябре 2019 судно находилось у достроечной набережной завода "Пелла" в городе Отрадное Ленинградской области и имело следующий вид.

2. Краболов "Русь" у достроечной набережной завода "Пелла"
2. Краболов "Русь" у достроечной набережной завода "Пелла"

На тот момент #краболов длиной 50,5 м и водоизмещением 1930 тонн ещё не был передан заказчику – Дальневосточной компании "Антей". На судне проходили швартовные испытания, суть которых заключается в проверке работоспособности основного оборудования, когда судно находится у причальной стенки.

3. Спасательные круги. Как видно, порт приписки судна "Русь" – Владивосток
3. Спасательные круги. Как видно, порт приписки судна "Русь" – Владивосток

На этом этапе проверяется работоспособность основного оборудования (главный #двигатель, вспомогательные дизель-генераторы, аварийно-стояночный дизель-генератор и т.д.). Подробнее о том, как выглядит и работает это оборудование в машинном отделении судна "Русь" блог "Судострой" рассказывал ранее.

4. Вспомогательный дизель-генератор в машинном отделении
4. Вспомогательный дизель-генератор в машинном отделении

В этой статье хотелось бы остановиться на некоторых других особенностях судна, а именно на промысловом оборудовании и жилом блоке. "Русь" построена по проекту 03070, разработанному на основе судна ярусного лова PL-475, сданного ранее корабелами "Пеллы" иностранному заказчику. Основное промысловое оборудование расположено в кормовой и носовой частях.

5. Кормовая площадка
5. Кормовая площадка

Добыча краба на судне проекта 03070 ведётся с помощью конусных ловушек японского типа. На кормовой площадке в ловушки раскладывается наживка, и они сбрасываются в море на специальном гибком тросе – хребтине. На каждой хребтине размещается от нескольких десятков до сотен ловушек, якоря и сигнальные буи. Такая конструкция называется порядок. За смену судно-краболов выставляет до 10 порядков.

6. Модель конусной ловушки на кормовой площадке
6. Модель конусной ловушки на кормовой площадке

Через определённое время краболов собирает ловушки. Выборка порядка производится по правому борту в носовой части судна. Для этого здесь имеется кран-балка, которая поднимает ловушки и подаёт на сортировочный стол. На нём "отбраковываются" и отпускаются обратно в море неподходящие особи (молодь и самки). Соответствующий всем параметрам краб подаётся на взвешивание, а затем распределяется по ёмкостям для хранения – кработанкам.

7. Промысловый блок в носовой части. По правому борту виден сортировочный стол
7. Промысловый блок в носовой части. По правому борту виден сортировочный стол

На судне "Русь" предусмотрены девять термоизолированных кработанков (RSW-танков) суммарной вместимостью 480 куб. м. В них #краб хранится в решетчатых корзинах в охлаждённой морской воде в живом виде. Поэтому такое судно краболов иногда называют "живовозом".

8. Кработанки для хранения краба в охлаждённой морской воде
8. Кработанки для хранения краба в охлаждённой морской воде

Одним из важнейших технических помещений, в которое отвечает за поддержание температуры в кработанках, является помещение холодильных машин. С помощью трёх чиллеров в кработанках поддерживается постоянная температура +2 градуса.

9. Чиллеры в помещении холодильных машин
9. Чиллеры в помещении холодильных машин

Вернёмся к ловушкам. После выгрузки краба они цепляются на трос и подаются обратно на кормовую площадку по так называемой дороге транспортировки ловушек. Хребтина подаётся в корму по левому борту по специальному трубопроводу – хребтинопроводу.

10. Хребтинопровод вдоль левого борта судна
10. Хребтинопровод вдоль левого борта судна

Вот такая технология добычи используется на краболове "Русь". Она несколько отличается от краболовов, работающих с клетчатыми ловушками американского типа, где весь процесс происходит на большой площадке в корме судна.

11. Дорога транспортировки ловушек вдоль правого борта судна
11. Дорога транспортировки ловушек вдоль правого борта судна

Помимо промыслового оборудования, не меньшее значение имеют бытовые условия для экипажа. Для моряков на судне "Русь" предусмотрены все необходимые бытовые помещения: камбуз, столовая (она же кают-компания) санитарная каюта, прачечная, салон отдыха и т.д.

12. Камбуз
12. Камбуз

Что касается жилого блока, то все 30 членов экипажа размещаются в одно- и двухместных каютах. Каждая такая каюта оборудована отдельным санузлом с душем.

13. Стандартная двухместная каюта
13. Стандартная двухместная каюта

Для капитана, старшего механика, а также гостей предусмотрены каюты повышенной комфортности.

14. Гостевая каюта повышенной комфортности
14. Гостевая каюта повышенной комфортности

Вот в таких условиях работает сейчас экипаж краболова "Русь". Надеюсь, когда-нибудь получится сделать репортаж с этого судна во время промысла в море.