Ровно год назад удалось побывать на строящемся судне для добычи краба "Русь". Это первое специализированное #судно для добычи краба, построенное в России по программе инвестквот и первый краболов, сданный отечественными корабелами за последние 30 лет. Сейчас краболов "Русь" успешно работает в Охотском море. В октябре 2019 судно находилось у достроечной набережной завода "Пелла" в городе Отрадное Ленинградской области и имело следующий вид.
На тот момент #краболов длиной 50,5 м и водоизмещением 1930 тонн ещё не был передан заказчику – Дальневосточной компании "Антей". На судне проходили швартовные испытания, суть которых заключается в проверке работоспособности основного оборудования, когда судно находится у причальной стенки.
На этом этапе проверяется работоспособность основного оборудования (главный #двигатель, вспомогательные дизель-генераторы, аварийно-стояночный дизель-генератор и т.д.). Подробнее о том, как выглядит и работает это оборудование в машинном отделении судна "Русь" блог "Судострой" рассказывал ранее.
В этой статье хотелось бы остановиться на некоторых других особенностях судна, а именно на промысловом оборудовании и жилом блоке. "Русь" построена по проекту 03070, разработанному на основе судна ярусного лова PL-475, сданного ранее корабелами "Пеллы" иностранному заказчику. Основное промысловое оборудование расположено в кормовой и носовой частях.
Добыча краба на судне проекта 03070 ведётся с помощью конусных ловушек японского типа. На кормовой площадке в ловушки раскладывается наживка, и они сбрасываются в море на специальном гибком тросе – хребтине. На каждой хребтине размещается от нескольких десятков до сотен ловушек, якоря и сигнальные буи. Такая конструкция называется порядок. За смену судно-краболов выставляет до 10 порядков.
Через определённое время краболов собирает ловушки. Выборка порядка производится по правому борту в носовой части судна. Для этого здесь имеется кран-балка, которая поднимает ловушки и подаёт на сортировочный стол. На нём "отбраковываются" и отпускаются обратно в море неподходящие особи (молодь и самки). Соответствующий всем параметрам краб подаётся на взвешивание, а затем распределяется по ёмкостям для хранения – кработанкам.
На судне "Русь" предусмотрены девять термоизолированных кработанков (RSW-танков) суммарной вместимостью 480 куб. м. В них #краб хранится в решетчатых корзинах в охлаждённой морской воде в живом виде. Поэтому такое судно краболов иногда называют "живовозом".
Одним из важнейших технических помещений, в которое отвечает за поддержание температуры в кработанках, является помещение холодильных машин. С помощью трёх чиллеров в кработанках поддерживается постоянная температура +2 градуса.
Вернёмся к ловушкам. После выгрузки краба они цепляются на трос и подаются обратно на кормовую площадку по так называемой дороге транспортировки ловушек. Хребтина подаётся в корму по левому борту по специальному трубопроводу – хребтинопроводу.
Вот такая технология добычи используется на краболове "Русь". Она несколько отличается от краболовов, работающих с клетчатыми ловушками американского типа, где весь процесс происходит на большой площадке в корме судна.
Помимо промыслового оборудования, не меньшее значение имеют бытовые условия для экипажа. Для моряков на судне "Русь" предусмотрены все необходимые бытовые помещения: камбуз, столовая (она же кают-компания) санитарная каюта, прачечная, салон отдыха и т.д.
Что касается жилого блока, то все 30 членов экипажа размещаются в одно- и двухместных каютах. Каждая такая каюта оборудована отдельным санузлом с душем.
Для капитана, старшего механика, а также гостей предусмотрены каюты повышенной комфортности.
Вот в таких условиях работает сейчас экипаж краболова "Русь". Надеюсь, когда-нибудь получится сделать репортаж с этого судна во время промысла в море.