Авторство фразы «Разделяй и властвуй» приписывают Цезарю. Есть те, кто это оспаривает.
Но, по большому счету, не так важно – кто сказал. #Мысль интересная, полезная и универсальная, подходит для применения в разных сферах. Не только в политике, но в управлении людьми, в выстраивании общения.
Сегодня вам приведу несколько примеров, как его используют руководители. Зачем они это делают?
Чтобы подстраховаться и никому не позволить захватить их власть.
Чтобы остаться «сверху», над ситуацией.
Есть в этом и некая манипулятивность и цинизм. Но как раз недостаточно быть просто белым и пушистым, чтобы удерживаться наверху.
Итак, вот как этот принцип реализуют в управлении людьми в коммерческих компаниях.
1) Разжигать конфликты.
Когда между собой конфликтуют сильные специалисты или целые подразделения, то руководитель наоборот разжигает конфликт.
Доводилось мне наблюдать, как одна руководительница, когда у нее никак не могли договориться логистическая и служба и отдел продаж, наоборот, подбрасывала дровишек. Специально «припасала» для общего совещания какой-нибудь свежий факт, чтобы люди непременно «сцепились». Специально передавала сотрудникам слова, которые якобы за их спиной про них сказали сотрудника данного подразделения.
Зачем она это делала? Ведь она итак была руководителем над всеми ними. Наверное, из соображений, чтобы люди не дай Бог, не сдружились за е спиной. А так она всеми управляет.
2) Не замыкать все функции по проекту или клиенту на одном сотруднике.
Например, есть какой-то крупный клиент. Менеджер долго с ним работает, отгружает ему продукцию. Но начальник отдела специально водит еще одного сотрудника в этот процесс. Тот начинает курировать документацию или поставлять данному клиенту какую-то определенную номенклатурную позицию.
Зачем так делают? Больше из соображений безопасности. Чтобы за спиной начальника не начал сблизившийся с клиентом менеджер «пилить откаты». Или чтобы не открыл менеджер свое карманное предприятие, через которое бы поставлял данному клиенту аналогичную продукцию. Но есть в этом не только психология управления, но и просто функциональный подход.
Действительно, этот #менеджер может уйти в отпуск или на больничный ил вообще уволиться. А так в компании уже есть человек, который в курсе специфики поставок. Сможет быстро на себя взять все функции, его не надо долго вводить в курс дела.
Современная модель построения отделов продаж строится по этому же принципу. Для многих уже стало привычной практикой разделение менеджеров на «охотников» и «пастухов». Одни доводят клиента до совершения первой сделки, другие совершают ему повторные продажи.
Дело же не только в том, что так каждый сотрудник может сосредоточиться на том, в чем он более силен. Так и руководителю проще контролировать ситуацию и не допустить сговора за спиной.
3) Не раскрывать всей информации.
Не раз встречала примеры, когда #руководители очень аккуратно выдавали информацию.
Их подход: «Каждый должен знать ровно то, что относится к его участку работы».
Это руководителям помогает избежать «вольнодумства» в коллективе. Да и выскочек-карьеристов будет меньше. Когда у человека мало информации по ситуации в компании вообще, то и не сможет он сунуться к вышестоящему руководству с каким-нибудь предложением по систематизации или реструктуризации.
Друзья, а вы что думаете по поводу данного подхода? Какие примеры на практике встречали?