Однажды на паре нам задали вопрос: «Если бы вы стали министром образования, отменили ли бы вы ЕГЭ?». Я увидела вокруг себя два десятка задумчивых лица, не готовых дать ответ, как будто бы они уже были министрами образования, и от этого решения зависела судьба всех ныне существующих школьников России. Самое интересное в том, что мое лицо первые пять секунд совершенно ничем не отличалась от остальных, но за то время, что я обводила взглядом всех присутствующих, я обнаружила единственно правильный ответ в своей голове, который так и рвался наружу. Конечно, отменила бы. Сразу же!
Есть на свете темы, к которым я равнодушна, но ЕГЭ к ним не относится. Знаете, мне очень повезло, что в Лицее нас не пугали этим экзаменом. Но это же не помогло: класса с 8 я начала считать свои свободные от этого кошмара годы, периодически вспоминая, что все равно мне придется через это пройти. С годами тревога нарастала все сильнее, я не знала, какие экзамены сдавать, меняла свой выбор раз пять, волновалась, что не смогу подготовиться ко всему… А потом я сократила число экзаменов до трех, включая обязательные. Не буду описывать, как я их сдавала, это было совершенно без эмоционально, но в то же время я была близка к обморочному состоянию, как никогда в своей жизни.
К чему это я веду? Прочитав статью Людмилы Петрановской, я согласно покивала головой, и сильной реакции у меня ее слова не вызвали (но я решила для себя, что на права сдавать не буду – скоро это будет неактуально), так как эти тезисы я уже видела много раз на просторах интернета, может, немного в другой форме, но все же они для меня – не новость. Да, у нас устаревшая система образования, да, надо посмотреть на Финляндию – у них там все, как надо. А вообще, нужно учить детей быть заинтересованными: в жизни, в изучении самого себя, быть открытым всему новому. Думаю, тогда они с легкостью (или методов проб и ошибок) найдут занятие себе по душе, у них появится стимул делать открытия каждый день, находить людей, которые будут их вдохновлять… Тогда не будет проблем с кругозором: он будет постоянно расширяться, но не за счет скучных школьных уроков, а за счет общения.
Здесь мы переходим к статье Ирины Вайсерберг, которая всколыхнула во мне волну сопротивления ЕГЭ и всего, что с ним связано. Но теперь не об этом. Она во многом согласна с Петрановской, кроме того, что было не учтено, что мы многое потеряли из старой системы образования ( еще более старой, чем та, что сейчас у нас). Дети перестают мыслить, их этому больше не учат. Какой интерес к предмету? Какие дискуссии? Решаем тесты, господа! Не получается у вас мыслить? Ничего, развиваться в этом ключе уже поздно, останетесь глупыми, даже не заметив этого. Вайсерберг указывает на то, что, глядя в будущее, не стоит забывать о прошлом, которое, хоть и было далеко не идеальным, но тогда дети учились рассуждать, выражать свое мнение.
Обе «героини» приходят к тому, что детям необходимо развивать четыре К: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Именно в эту сторону должно двигаться наше образование.