Большинство родителей любят своих детей. Папа и мама (или любые значимые воспитатели) делают все, чтобы помочь малышу освоить Мир, и часто делятся своими способами обращения с этим Миром.
Такие способы появились не просто так, а папа или мама усвоили их на собственном опыте, на собственных «ошибках» и/или «успехах», а возможно это опыт и их родителей. Стремление оградить и защитить любимое чадо очень естественно.
Но то, что дано с такой любовью и призвано защищать и помогать, может стать большим препятствием и помехой в жизни ребенка.
Например, мама говорит сыну, что «много зарабатывают только плохие люди». В её опыте встречались подтверждения этому. Сын вырастает с таким знанием и хочет быть хорошим. Он получает достойное образование и имеет перспективные идеи для бизнеса, но дело не идет.
Или бабушка, чтобы научить внучку быть хорошей хозяйкой и подготовить к замужеству, говорит фразу: «Если ты будешь так плохо убираться, то от тебя муж на третий день уйдет». В результате внучка верит, что чистая квартира — это залог успешной семейной жизни, а она самане является ценностью для мужа.
А сколько существует примет, верований и суеверий, которые предписывают определенное поведение в особых ситуациях. Например, если рассыпать соль на столе, то ссоры не избежать. Мало кто задумывается о том, что когда-то соль стоила очень дорого. Её ставили на стол важным гостям. А если гость хотел обидеть и проявить неуважение к хозяевам, то рассыпал соль, что приводило к ссоре. Сейчас времена изменились, а примета осталась.
За каждым таким убеждением и верованием стоит ситуация, в которой именно такой взгляд на ситуацию или способ действия оказался верным и привел к успеху.
Человеку свойственно запоминать удачный способ и делиться им. А ребенок получает готовый способ действия, не получая при этом своего опыта.
Что же происходит в этот момент? В теории гештальт-терапии такое #убеждение или #верование называют интроект. Жан-Мари Робин в книге «Гештальт-терапия» описывает механизм образования интроекта с помощью способа питания.
Ребенок берет извне что-то, что не является его частью, и помещает такой объект внутрь себя. Объект становится сначала его, а затем пережевывается, переваривается и усваивается. В результате объект становится частью самого ребенка.
Робин делит интроекты на «удавшиеся» и «неудавшиеся». «Удавшийся» прожеван, переварен и усвоен; то есть ребенок понимает, почему в такой ситуации стоит действовать определенным образом, знание подтверждает его опыт, ребенок сам решает оставить это знание и следовать ему.
«Неудавшийся» интроект проглочен без переваривания. Ребенок не делает сам выбор: подходит или не подходит ему такое знание. В результате чего, свои собственные желания заменены желаниями других людей. Во всех примерах выше ребенок усваивает новое знание как данность.
Что же с этим делать?
Важно вернуть себе возможность выбора!
Если Вы обнаружили у себя мешающее верование или интроект, то:
- Сформулируйте четко, как звучит#интроект. #Осознание — это уже много.
- Вспомните, кто дал Вам это знание и что он хотел Вам сказать, от чего защитить.
- Мысленно скажите «спасибо» автору интроекта за заботу. А затем скажите, «что с этого момента Вы сами будете принимать решения».
- Продумайте саму фразу. Правда ли это или в каких случаях утверждение может быть правдой? Ложится ли это на Ваш опыт? Есть ли доля истины в этом интроекте или он изначально ложен? Этим Вы возвращаете себе возможность выбора, и, как следствие, «часть себя».
- Может быть, что Вы захотите немного изменить интроект и переписать его. Так Вы сами становитесь автором своих представлений о Мире.
Бывает и так, что человек не может найти в себе чужой интроект, но живет как будто «не своей жизнью». Всегда мечтал о другом, а делает «как правильно» или «как надо». Возможно, в этом случае верование глубоко скрыто и не осознается. Тогда лучше обратиться за помощью к психологу, который посмотрит на ситуацию со стороны.
>> Не забудьте подписаться на наш канал!
Автор статьи: Анастасия Антипова, гештальт-терапевт, специалист Студии Полины Гавердовской
В следующую субботу, 31 октября в 17:00 на нашей фейсбук странице состоится бесплатная мастерская «Выбор: иметь или не иметь детей».
Приходите к нам, если:
- вам трудно или не с кем говорить на эту тему
- вы находитесь в сложных переживаниях по этому поводу
- пугает мысль о предстоящем материнстве
- пугает мысль упустить возможность стать мамой и остаться в одиночестве
- чувствуете вину, стыд, обиду, злость на окружающих за давление на вас
- устали отвечать на колкости и бестактные вопросы родственников, врачей, знакомых
1,5 часа живого разговора на эту непростую тему — будем говорить о себе и о том, что и как беспокоит, и искать способы себе помочь.
Дата: 31 октября (сб), 17.00 (мск).
Длительность — 1,5 часа.
Ведущие мастерской: специалисты студии Полины Гавердовской, гештальт-терапевты Анастасия Антипова и Светлана Столярова
Формат: трансляция с платформы Zoom на страницу Студии в Фейсбуке