«Задиры» цилиндров двигателя – это области истирания металла в местах, которые наиболее подвержены нагрузке со стороны поршней. Со временем, увеличиваясь, «задиры» негативно влияют и на функционирование, и на долговечность мотора.
Далее расскажу, почему на старых моторах такая проблема практически отсутствовала, а на ультрасовременных силовых агрегатах встречается очень часто, причем независимо от бренда.
Почему производители стали делать моторы менее долговечными?
Причина в том, что конструкторы современных авто регулярно ищут и находят решения, позволяющие уменьшить вес двигателя и при этом минимизировать вредные выбросы в атмосферу.
Кроме того, теперь изначально закладывается сокращенный срок службы ДВС, который не должен превышать 250-300 тысяч км пробега, так как производителю попросту не выгодно, чтобы мотор работал «вечно».
Чем отличаются современные моторы от своих предшественников из 80-90 годов прошлого века?
Главным отличием стали более легкие поршни с укороченной юбкой и тонкостенные алюминиевые блоки цилиндров. Казалось бы, все замечательно, вес деталей уменьшился, что сказалось на общей массе мотора в лучшую сторону, а значит, уменьшились и потери мощности. К тому же, более легкий поршень оказывает менее травмирующее воздействие на поверхность цилиндра.
Однако обратная сторона медали заключается в том, что укороченные поршни нередко перекашиваются. В таком положении они хуже отдают тепло и быстрее перегреваются.
Значит, вероятность перекоса поршня нужно минимизировать. Для этого уменьшают пространство между ним и цилиндром: меньше свободного места – меньше перекос, что очевидно.
При этом у современных поршней отсутствует вставка, которая снижает степень расширения металла при нагревании – мы же помним про необходимость по максимуму снизить вес запчасти? Вследствие этого даже при незначительном перегреве поршень расширяется до такой степени, что зазор почти исчезает. И начинает контактировать с цилиндром. Результат – «задир» на его поверхности.
Катализатор – ещё одна причина образования «задиров»
Другая причина «задиров» на цилиндрах связана со вторым направлением модернизации транспортных средств, о котором я написал в начале статьи. А именно – со снижением токсичных выбросов в атмосферу продуктов сгорания.
Этой цели служит клапан рециркуляции. Он возвращает в цилиндры двигателя часть отработанных газов. Делается этого для того, чтобы снизить их температуру, а значит, и вредные выбросы, поскольку наиболее опасный компонент – оксид азота – образуется при температуре горения смеси более 650 градусов.
Опять же, идея здравая и полезная. Но только при новом катализаторе. Со временем соты этого устройства начинают разрушаться, керамическая пыль вместе с «обраткой» через клапан рециркуляции попадает в цилиндр, оседает на его поверхностях как абразив.
В процессе работы цилиндра жесткие микрочастицы царапают металл и таким образом получаются «задиры». В некоторых случаях, хоть и не всегда, это может привести к перерасходу моторного масла. А вот на долговечности «движка» подобные дефекты скажутся гарантированно.
Как продлить жизнь современному мотору?
Полностью избежать образования «задиров» в современных «движках» не получится, но минимизировать подобную ситуацию можно двумя способами. Дешевле, конечно, заглушить клапан, а правильнее, хотя и дороже – заменить «переходивший» катализатор на новый.
Впрочем, есть ещё один вариант – полностью избавиться от каталитического нейтрализатора.