На эти размышления меня навела "задача о двух мухах", которые соревновались в беге по стене - вверх до потолка, а потом опять вниз.
Первая муха вверх и вниз бежала с постоянной скоростью.
Вторая до потолка бежала в 2 раза быстрее первой, а обратно, до пола, в 2 раза медленнее первой мухи.
Вопрос: какая муха добежала первой?
Я даже не изменил условие - если вам интересно, то решите задачу сейчас. Если нет - найдите решение в сети.
Суть не в этом.
Я не понимаю, как можно научить бесполезным вещам?
Вернее я понимаю, что
бессмысленным вещам учить можно, а научить невозможно. Никак.
Даже если все слова раскрасить в разные цвета, а циферки нарядить в веселых человечков. (Ирония по поводу "игрового" подхода).
Наш ум так не работает, он всюду ищет смысл. Так почему бы уму не предоставить то, что он ищет?
"Как?",- спросите вы.
Очень просто.
Соединяя бесполезное с полезным, школьную математику, действительно бесполезную для большинства, с полезной каждому жизнью. Подбирая и показывая примеры.
Китайская пытка во благо. Третья возможность
В детстве, то есть в прошлом веке )) я смотрел фильм.
... Главного героя подвергли китайской пытке, привязав в пещере под сталактитом, с которого медленно, капля за каплей стекала вода на макушку бедолаги.
Каждая капля в отдельности абсолютно безопасна.
Но "капать на мозги" капля за каплей в течение долгого времени - это нечто совсем другое. От этого сходят с ума. Или выдают военную тайну.
Но есть и третья возможность, о которой знают некоторые продвинутые психологи.
"Капание на мозги" помогает привести мозги в порядок, "смыть" шелуху непонимания, привести к озарению по поводу того, на что именно "капают".
Как мотивировать ребенка учиться?
Не знаю. Думаю, что никак.
Профессиональные педагоги говорят, что знают, но молчат.
Молчат и повторяют: "Ребенок должен быть мотивирован на учебу, он должен иметь сформированные моральные установки".
То есть педагоги тоже не знают.
И если вы подумали, что я ерничаю - так нет. Я только что привел прямую цитату, каковых у меня в архиве полно.
Одна учительница в нашей бывшей школе требовала от родителей на собрании 3 (третьего) класса: "Дети должны понимать, что учатся не для родителей, а для себя!".
Когда я слышу в разговорах об обучении детей модальные глаголы, то начинаю громко смеяться. Или писать подобные этой статьи.
Оставим секретный педагогический метод мотивации и поговорим о том, что иногда все-таки срабатывает.
Мотивируют чувства, а не слова
У ребенка опыта, который предоставляет возможность почувствовать - ноль без палочки. Еcли не вообще - мнимая единица.
Как быть?
Бесполезно пугать ребенка низкой зарплатой в будущем.
Будущее в мозгах у детей появляется в будущем, а учить приходится сейчас.
Не существует методов, мотивирующих "на раз-два".
Но есть, мотивирующие "на раз - два - три" )
Мы скоро вернемся к китайской пытке и к "задаче о 2-х мухах". А сейчас поговори про бег.
Обучение как бег на длинные дистанции
... Непосвященным соревнования в беге кажутся простым занятием, требующим только выносливости. На самом деле, чтобы побеждать в беговых дисциплинах, нужно уметь думать и действовать стратегически. Не меньше, чем в шахматах.
Не меньше, но по-другому.
Обучение напоминает бег на длинные дистанции. Одна хорошая оценка, один сданный экзамен, "промежуточный финиш" - ничто. Победа достается тому, кто первым пересек финишную черту. Призовые места (что тоже неплохо) достаются тем, кто не очень сильно отстал от лидера.
Почему для победы в беге нужно уметь думать?
Потому, что "просто быстро бежать" долго не способен никто. В беге, как и в жизни, критически важно правильно рассчитать и правильно распределить силы.
Вернемся к мухам
Решить задачу просто, если решать правильно, а не "по формулам".
Нарисуйте на бумаге отрезок прямой - расстояние между полом и потолком. И водите по ней пальчиком или карандашом, изображая пути, пройденные первой и второй мухами.
"Когда первая муха пробежит середину пути до потолка, вторая добежит до .... Когда вторая муха повернет от потолка к полу и пробежит половину, первая муху добежит ... И так далее.
Решение самоочевидно.
В старших классах (а это задача для нормального третьеклассника), ребенок сможет решить эту задачу алгебраически. Правда там есть одна ловушка. И если он не научится решать задачи арифметически, то в подобные ловушки будет попадать регулярно.
Алгебра не заменяет понимание, а предполагает построение осмысленной модели, которую потом предстоит "выразить буквами - переменными".
Лучшая стратегия мотивации
"А зачем мне мухи?"
Ребенок так не скажет, но подумает и почувствует.
Подсознательно, мозжечком, рептильным мозгом, лимбической системой - или чем там еще реагируют? И это будет разумный вопрос.
Что ему ответить? "Тебе это в старших классах пригодится!?" ))
Есть лучшая стратегия: "капать на мозги".
... В начале ребенку "интуитивно" кажется, что обе мухи финишируют одновременно: "туда быстрее, обратно медленнее, в среднем одинаково".
Но решение показывает, что муха, поддерживающая ритм, финиширует первой! Что в начале было не очевидно. А потом стало очевидно.
Остановиться на этом - значит не понимать, как работают мозги.
Мы поставили ребенка в интересное положение: он понял, что "лоханулся", что интуиция его подвела. И увидел он это сам. Получил опыт.
Он узнал: "Не все написанное на заборе, в учебниках, в СМИ и т.п. - правда. Лучше проверять, чтобы не оказаться лохом ... Лучше научиться думать."
Ребенок это не скажет, не надейтесь.
Но в "мозжечке", в рептильном мозге, в лимбической системе - подумает. А это сильнее слов, это то, что управляет нашей реальной жизнью за пределами школы.
А если ребенок еще и умеет бегать, что сегодня встречается не так часто)), можно вернуть его к забегам на более длинные дистанции, чем из одного школьного кабинета в другой.
И "мушиная" задача наполнится реальным для ребенка содержанием, поскольку ассоциируется с уже имеющимся у него опытом и чувствами.
"Не стоит рвать с места в карьер, если путь предстоит длинный".
А вы попутно осознаете вред "раннего обучения". Осознаете глубже, чем большинство педагогов и молодых родителей.
"А что будет, если ...?"
Из этой задачи можно извлечь больше пользы, чем кажется на первый взгляд.
"А что будет, если первая муха начнет соревнование с в два раза меньшей скоростью, а продолжит, ускорившись?"
Вряд ли ребенок теперь начнет вычислять "среднее". Он задумается. А это уже начало ценнейшего рефлекса, начало пути к привычке думать.
Кстати, не хотите ли попробовать решить второй вариант задачки? И сделать выводы, имеющие отношение к реальной жизни?
Это провокационное предложение для родителей, которые занимаются или планируют заниматься со своими детьми потому, что школа уже не учит.
А что со школой случится очень скоро, я написал здесь.