Всем привет!
Как вы думаете, что самое сложное в работе дизайнера? На мой взгляд, самая трудная часть любого творческого процесса — формирование оригинальной идеи.
Именно поэтому, многие из тех, кто называет себя дизайнерами — по сути дела, всего лишь подражатели. Или исполнители.
Существует много разных техник, как групповых, так и индивидуальных, помогающих дизайнеру развить и сформулировать оригинальную творческую идею. Одна из наиболее эффективных и популярных сегодня техник, называется «Картой памяти», или «Картой мышления» (mind map). Эта простая техника широко используется дизайнерами с 70-х годов. В чем её суть, и как какое отношение она имеет к графическому дизайну?
Что такое Карта Мышления?
Карта Мышления — это схематическое изображение наших мыслей, напоминающее запутанную сеть из идей, слов-ассоциаций, названий и изображений, которая «прорастает» из одной центральной идеи или слова.
Дизайнер использует карту мышления на подготовительном этапе работы над проектом. С её помощью он придумывает и развивает основную креативную идею работы или концепцию.
Такая техника очень удобна и проста. Она отличный помощник дизайнера. Карта мышления помогает креативщику не только высвободить свой творческий потенциал, но и установить контакт с заказчиком.
Рисуя карту мышления, вам надо уяснить следующие нехитрые принципы:
- Все происходит от мысли
- Каждая ваша мысль — это слово
- Каждая ваша идея — это мысль
- Каждое ваше слово — потенциальная идея
- Каждое изображение — потенциальная идея
- Каждая мысль — потенциальная идея
- Хорошие идеи прибывают, когда уходят плохие мысли.
- Чтобы уловить свежую мысль, перестаньте слишком напряженно думать
- Терпение даёт время для развития идей.
- Банальные мысли порождают банальные идеи.
- Расслабьтесь — и ваши мысли потекут легко и свободно.
- Когда вы говорите: “я ни о чем не могу думать”, на самом деле это означает: “я думаю, что я ни о чем не могу думать”
- Мысли исчезают, а идеи остаются.
Когда я пытаюсь придумать идеи или выработать стратегию, я рисую карту мышления.
Эти карты возникают спонтанно и дают мне полный простор для ассоциаций. Они здорово помогают научиться задавать себе необходимые вопросы и раскрыть связи между абсолютно несвязанными идеями.
Я кладу перед собой горизонтально чистый лист бумаги (например А3) и пишу в центре главную задачу. Затем рисую вокруг ближайшие ассоциации, связанные с главной задачей. После этого я прокладываю себе “тропинки” из центра листа к его краям — от одной идее к другой.
Например, главная задача проекта — создать рекламное объявление для теплой зимней одежды какой-нибудь фирмы «Башибузук».
Сразу же возникают первые цепочки ассоциаций: зимняя одежда — тепло-солнце — лучи — лето. А также: тепло — огонь — печь — камин — дом — уют — спокойствие и т.д. Другие ассоциации будут связаны с идеей зимы: зима -холод — снег — Новый год — Дед Мороз — и снова дом — уют…
Каждая из этих ассоциаций порождает следующие… И чем больше я записываю ассоциаций, тем больше нахожу интересных творческих идей… В конце концов, возможно, я остановлюсь на теме дома и уюта, и креативная идея должна будет выразить, как хорошо и уютно чувствует себя человек в одежде такой-то фирмы. Совсем как у камина, у себя дома.
Теперь надо придумать хороший заголовок — слоган. Вообще-то в рекламных агентствах этим занимается копирайтер. Ну, а если вы фрилансер (кустарь-одиночка), то можно попробовать это сделать самостоятельно. Заголовок должен быть «вкусным», простым, хорошо восприниматься на слух, вызывать необходимые ассоциации.
Мы не занимаемся здесь копирайтингом, поэтому предположим, что заголовок, слоган и текст рекламы уже придуманы. Вот,скажем, такой у нас будет заголовок: «Ну и жаркая нынче выдалась зима!» Подзаголовок: «10-20 декабря 30% скидки в магазинах зимней одежды «Башибузук!..»
Теперь, определившись с креативной идеей, и, не упуская из виду заголовок (или слоган), я начинаю задавать себе вопросы:
Как можно выразить идею тепла и уюта?
С помощью контраста! Холод — тепло, домашняя атмосфера — пустая зимняя улица, сугробы,метель…
Какие цвета стоит использовать для выражения идеи?
Холод: «холодные» цвета — синий и голубые оттенки. Тепло: «теплые» цвета — оттенки оранжевого.
Снова беру карандаш и бумагу и начинаю думать над композицией. Например, сверху заголовок: «Ну и жаркая нынче выдалась зима! Подзаголовок: «Небывалые скидки в «Башибузуке» или что то вроде этого.
Ниже — визуальное изображение: в сугробе стоит мягкое удобное кресло, а в нём в позе блаженства, в домашнем халате и тапочках, с бокалом вина в руке сидит мужик. Ноги вытянуты, как перед камином. Лицо освещено ярким, теплым светом, как будто он и в правду сидит перед камином…
Под изображением — текст, сообщающий о товаре и особом мероприятии. Адрес, телефоны, логотип фирмы и т. д.
Конечно, вышеприведенная идея креатива предельно упрощена:). На самом деле всегда делается много эскизов, подбирается визуальный материал, уточняется текст и т.д. Всё это я написал, чтобы вы яснее представили себе, с чего начинается творческий процесс в работе дизайнера.
Итак, мой вам совет.
Обдумывая свой творческий проект, не записывайте идеи простым списком. Списки порождает левое полушарие нашего мозга, которая отвечает за организованное аналитическое мышление.
Нам в нашей работе необходимо, наоборот, задействовать правое, «творческое» полушарие. Поэтому, рисуйте «карту мышления»!
По материалам официального блога нашей онлайн школы creativshik.com. Оригинальная ссылка на статью