Найти тему
Библиомания

Ольга и древляне: месть, которой не было

Летописец не пожалел красок, описывая месть княгини Ольги за смерть супруга.

Однако на деле мы имеем лишь один реальный факт: главный город древлян (даже в его названии нет полной уверенности, то ли Искоростень, то ли Скоростень или Коростень) был разорен и предан огню. Остальное - легенды и домыслы.

Абсолютно все детали рассказа о мести выглядят малореальными или нереальными вовсе.

Начнем в обратном порядке, со зловещего финала: уничтожения древлянской "столицы" при помощи голубей и воробьев.

Нельзя привязать к птицам горящий трут и сжечь таким способом город. Пернатое люфтваффе никуда не долетит, это еще немецкий историк Шлёцер доказал. Иначе бы это ноу-хау широко распространилось.

Но идея настолько пришлась по душе, что средневековые русские книжники сожгли этим способом еще и Константинополь. Правда, к радости зоозащитников, опять только на страницах летописи.

Первые три этапа мести - уничтожение древлян сначала в ладье, потом в бане и еще на тризне - тоже не внушают доверия.

Древляне выглядят какими-то дурачками: им предложили заночевать в ладьях, потом в тех же ладьях их несут к Ольге, и они от этого впадают в непонятный восторг. Второе посольство, которое почему-то ничуть не смутилось исчезновением первого, спокойно дает препроводить себя в баню, не думая о том, что оставаться нагими и безоружными на вражеской территории - не лучшая идея.

В ладье хоронят. Как минимум - скандинавов, которых в Киеве предостаточно.

В бане - обмывают покойников и сохраняют тело в ожидании погребения. Кроме того, баня - это такой островок потустороннего мира в повседневном быту. На протяжении столетий баня наводит страх на русский народ - это место встречи с нечистой силой, место, где сталкиваются стихии огня и воды.

Ольга недвусмысленно намекает послам, что они без пяти минут покойники, но те намеки игнорируют. Некоторые ученые, пытаясь прикрыть явную брешь в логике, даже пытаются выгородить древлян, мол, они просто "не знали", что ладья связана с похоронами, не их культура.

Звучит неубедительно. Во-первых, расстояние от древлян до Киева - один-два дня конного пути. Не так уж глухо изолированы древляне от полян. А во-вторых, древляне вовсе не жили "зверинским образом", как пытается уверить нас летописец, но успешно торговали с другими народами и не чурались роскоши.

Искоростень - город, восхитивший археологов своими богатствами:

Значительное количество золотых и серебряных украшений, массивных и высокого качества, было обнаружено при исследовании как погребений, так и поселения. Примечательно, что многие из них имеют отношение к дальней торговле, как, например, вещи несомненно скандинавского и моравского происхождения, а также арабские монеты. Нужно учитывать, что это только часть действительного богатства, случайно уцелевшая во время разграбления города в середине Х века и выявленная достаточно ограниченными раскопками.

Толочко А.П., "Очерки начальной Руси"

Вряд ли возможно иметь в быту вещи скандинавского происхождения и ничего не слышать о погребении в ладье...

Как видим, Искоростень - лакомый кусок. Вот почему его с таким энтузиазмом грабил Игорь, а потом и Ольга. Возможно месть была здесь лишь благовидным предлогом. Если она, конечно, вообще имела место быть.

Барыши свои искоростяне нажили, скорее всего, на работорговле. Заработать на "лакшери" посредством земледелия или охоты, как считают историки, у древлян бы не вышло.

Через город проходил живой товар самых разных национальностей. Поэтому сложно поверить, что жители этого города не разбирались в этнографических нюансах. Да и вообще работорговцев дурачками представить сложно.

Вся эта история про четырехступенчатую месть, скорее всего, плод воображения средневекового книжника.

Исследователи давно заметили, что летописный рассказ об Ольге ближе к фольклорной традиции, где жестокая и хитрая Василиса или Елена испытывает женихов.

Вызывают вопросы и другие детали: мстить положено родственникам-мужчинам, а никак не жене. Это уж какой-то крайний совсем случай.

И еще: Ольга старательно отодвигала от власти своего сына Святослава. Она совсем с ним не считалась. Во время приема в Константинополе Ольга получила в дар от императора 500 серебряных милиарисиев, в то время как "люди Святослава" - по пять монет.

Получается, наследник престола в самом низу "прейскуранта", ниже не только послов и купцов, но даже служанок Ольги, которые получили по 8 монет.

Что наводит на мысли: гибель мужа была такой властолюбивой женщине более чем выгодна.

Есть народные предания, что Ольга сама убила Игоря. Это, конечно, домыслы, но в это верится чуть больше, чем в воробьев...