Найти в Дзене
Моя Поляна

Фильм «Баловень судьбы» и немного о воспоминаниях Клода Лелуша.

«Баловень судьбы» - один из любимых моих фильмов, снял его Клод Лелуш.

Клод Лелуш.
Клод Лелуш.

Свою автобиографическую книгу Клод Лелуш назвал тоже «Баловень судьбы». Режиссер родился в 1937 году, вместе с родителями жил в Алжире, так произошло, что он с матерью уехал в оккупированный фашистами Париж, из которого вернуться к отцу уже не получилось. Все это время ему приходилось скрываться от немцев у многочисленных родственников по всей Франции. Его мама, Шарлотта Абеляр, панически боялась, что мальчика заберут в лагерь, потому что отец Клода по национальности - еврей. Именно в эти страшные дни детства Клод полюбил кино. Кинотеатр оказался самым безопасным местом в городе, и Шарлотта часто оставляла мальчика там один на один с героями фильмов. Связь с отцом удавалось поддерживать через открытки. Чтобы их пропускала цензура, необходимо было писать только плохие новости. Об этом забавно вспоминает сам Лелуш: «Известиями типа «папа умер, тетушка скончалась» мы уничтожили всю семью, понимая, что там, за морем, мой отец переводит сообщения об этих мнимых катастрофах словами: «Не волнуйся, мы живы и любим тебя».

Детская любовь к кино переросла в профессию, его первый короткометражный фильм получил признание Каннского кинофестиваля среди дебютантов. Но художественные полнометражные картины, которые он снимал, не принимала ни публика, ни критика, ни кинематографическая среда. Иногда Лелуш впадал в отчаяние от неудач, от непонимания его творчества, от безденежья. Он много работал, снимал скопитоны – предшественники современных музыкальных клипов, делал рекламу и придумывал сценарии будущих фильмов.

Кадр из фильма "Мужчина и женщина", Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме.
Кадр из фильма "Мужчина и женщина", Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме.

Так, совсем неожиданно, гуляя по пляжу, он увидел женщину с ребенком, и у него возник замысел фильма «Мужчина и женщина». Когда в кино популярны детективы и боевики, сентиментальная история не нужна никому. Но творческая заряженность кинорежиссера помогла сплотить вокруг себя людей готовых рискнуть и снять этот фильм. Главные звезды которого - актеры Жан-Луи Трентиньян, Анук Эме и третий герой кинокартины – это прекрасная музыка Франсиса Лея.

Представьте, Вам только 29 лет, а Ваш фильм завоевал золотую ветвь Каннского кинофестиваля, о чем еще мечтать? Клод Лелуш вспоминает момент премьеры «Мужчины и женщины» в Каннах как немое кино, в котором больше всего запомнилась радость его мамы, он писал: «С глазами, полными слез, она широкими жестами указывает на меня, громко крича: «Это мой сын! Мой сын!».

После победы в Каннах Лелуш снял «Жить, чтобы жить», «Эдит и Марсель», и фильмы, которые снова не пришлись ко двору. И в какой-то момент ему захотелось опять окунуться в атмосферу «Мужчины и женщины». Продолжение картины рассказывает о том, что стало с его героями через 20 лет. Критики полностью разгромили фильм. Возможно, нельзя войти дважды в одну и ту же реку.

"Баловень судьбы", съемочный процесс, Жан-Поль Бельмондо, Клод Лелуш и Ришар Анконина.
"Баловень судьбы", съемочный процесс, Жан-Поль Бельмондо, Клод Лелуш и Ришар Анконина.

Лелуш раздавлен, он чувствует, что устал. Возникают мысли уехать, уединиться, исчезнуть. И появиться снова уже другим, снять новое кино. У него рождается замысел кинокартины «Баловень судьбы». Фильм о кризисе. Духовном, личностном. «Давно, усталый раб, замыслил я побег».

Кадр из фильма "Баловень судьбы", Жан-Поль Бельмондо.
Кадр из фильма "Баловень судьбы", Жан-Поль Бельмондо.

Сэм Леон, богатый предприниматель, владеет большой компанией и не представляет свою жизнь без любимого дела. Когда ему было три года, его оставила на улице мать с запиской, в которой просила, чтобы о нем позаботились, так, Сэм оказался в цирке. Он стал цирковым артистом, но случилась трагедия, падение с высоты. В 17 лет Сэм начинает жизнь заново. Долгие годы ежедневного труда, своя процветающая компания по уборке мусора, а цирк - это любовь навсегда. У него взрослые дети: сын Жан-Филипп, который хочет самостоятельно управлять фирмой, любимая дочь Виктория, для которой отец – самый главный человек.

Сэм всего добился, он оставляет компанию детям, отправляется путешествовать и пропадает без вести. На самом деле, у него начинается новая жизнь: Гамбург, Сан-Франциско, Сингапур, Таити, Зимбабве. В Африке его случайно узнает официант в кафе. Сначала официант пытается шантажировать Сэма, после неудачи уговаривает его вернуться во Францию ради детей. Дальнейший сюжет развивается очень неожиданно и интересно.

Кадр из фильма "Баловень судьбы", Жан-Поль Бельмондо и Мари-Софи Лелуш.
Кадр из фильма "Баловень судьбы", Жан-Поль Бельмондо и Мари-Софи Лелуш.

Для Жана-Поля Бельмондо роль Сэма тоже некое возрождение, ему за 50, интересных работ в кино не предлагают, его стали забывать. «Баловень судьбы» - это кинокартина, наполненная яркими красками: цветные зарисовки цирковых представлений, живые картины дикой саванны. Музыка Франсиса Лея и песни Жака Бреля создают настроение в каждом кадре.

Кадр из фильма "Баловень судьбы", Жан-Поль Бельмондо.
Кадр из фильма "Баловень судьбы", Жан-Поль Бельмондо.

Клод Лелуш талантливо показывает единение человека и природы. Есть запоминающийся эпизод, где Бельмондо один на один со львом: дуэль взглядов, еще мгновение и лев бросится на Сэма. Воля и характер не позволяют уступить, и остается только один победитель – Сэм Леон. Или кадры бегущего гепарда, сильного, свободного, олицетворяющего независимость.

«Баловень судьбы» завоевал любовь зрителя, Жан-Поль Бельмондо и Франсис Лей получили национальную кинопремию Франции «Сезар».

Кадр из фильма "Баловень судьбы", Жан-Поль Бельмондо.
Кадр из фильма "Баловень судьбы", Жан-Поль Бельмондо.

Лелуш вспоминал, что, когда он встречался с американскими зрителями в рамках недели французского кино, одна дама рассказала свою историю: она решила уйти из жизни, сняла номер в отеле, приготовила пачку таблеток, включила телевизор для фонового шума и попала на начало картины «Вот так история» Клода Лелуша. Сначала она смотрела кино машинально, а потом картина захватила ее. Фильм вдохнул в нее надежду и желание жить. После рассказа зрительницы, две тысячи человек в зале, где происходила встреча, захотели посмотреть это кино.

Я думаю, что такая оценка работы Клода Лелуша не оставит равнодушным никого. Посмотрите фильм «Баловень судьбы», откройте для себя нового режиссера.

Спасибо, что дочитали до конца статью. Подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки, если понравилось. Читайте другие мои статьи.

5 фильмов, которые перевернули кино.

Первый фильм из 10-ти лучших фильмов ХХ-го века.

8 серий, которые потрясли мир.

5 попаданий в яблочко

«В городе моем улицы пусты, дождь случайный льется с крыш»

КИНО СССР, достойное "Оскара".

Что итальянцы умеют делать хорошо?