Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

О чем я пишу

Оглавление

Василий Ершов

О чем могут писать старые пилоты? Естественно, о полетах, о разных случаях, происходивших в полетах, о производственных отношениях вокруг полетов, об отдыхе между полетами; иные часто включают в текст байки и анекдоты. Стандартный набор.

       Я пишу о главном, что есть в нашей жизни. О труде. О профессионализме. О мастерстве. О передаче опыта, об учителях и учениках. О тех вещах, которые движут человечество вперед.
       Об этом писали и пишут многие, но я описываю ту жизнь, которую видел через окно пилотской кабины в течение тридцати пяти лет. Задумываясь над этой жизнью, я пришел к выводу, что каким бы делом ты ни занимался, основой всего является труд на рабочем месте и работа над собой. И я, пилот, стал писать об этом – за штурвалом, на коленке. Так родилась моя главная книга: «
Раздумья ездового пса».

       «Раздумья» – книга о тяжелой, сложной, опасной и прекрасной профессии воздушного ямщика, ездового пса неба. Книга о романтике полетов и ее кухне, о технологии работы и ощущениях летчика. И для мальчишек: на какие кнопки, рычаги и педали нажимать! И как целовать бетон родной полосы двенадцатью колесами. И что такое мокрая спина за штурвалом. И радость постижения настоящего мастерства. И высшая божья награда: увидеть успех ученика, превзошедшего своего учителя. О прекрасной Машине и о стихии. О лучшем в мире экипаже. О служении авиации. О росте личности в труде. О смене.
       Многие, очень многие молодые люди, прочитав эту книгу, связали свою жизнь с авиацией. Многие люди среднего возраста задумались о главных нравственных ценностях и задали себе вопрос: «А я? Кто я есть на этой земле и какой след оставлю?» Многие старики нашли в этой книге свежую струю созвучных мыслей и чувств.

        Художественной иллюстрацией к «Раздумьям» явилась вторая книга: «
Рассказы ездового пса». На примерах из пережитого в полетах я постарался показать всю красоту летной работы, ее накал, ее нравственную суть.

        Третья книга «
Откровения ездового пса» написана о работе пилота в период перестройки и безвременья. До каких глубин падения вынужден был опускаться летчик в борьбе за выживание – и каким мощным стимулом сохранить нравственные ориентиры оказалась инструкторская работа, передача опыта – с разочарованиями и в то же время с верой в будущее нашей авиации.

         Книга «
Аэрофобия» написана под влиянием разросшегося явления: повсеместной боязни пассажиров летать. Я попытался в форме ответов на наиболее часто возникающие вопросы, компетентно, как старый опытный пилот, объяснить людям суть их страхов и показать истинные причины явлений, пугающих пассажира в полете. Книга раскрывает суть философии полета, объясняет причины самых известных катастроф и так же, как и предыдущие, приоткрывает дверь в кухню летной работы.
        Как оказалось, книга нашла самый благодарный прием у летающей публики; многие в отзывах сообщали, что она помогла справиться со страхами, а некоторым даже открыла красоту полета.

       На четыре эти книги обратило внимание издательство Эксмо и предложило мне сотрудничество. В 2009 году книги были изданы общим тиражом 65 000 экземпляров и в течение очень короткого времени исчезли с прилавков. Их читают и перечитывают, их берут почитать и не возвращают, передавая из рук в руки. Книги мои живут!

        Особняком стоит повесть «
Страх полета» – первый мой опыт чисто художественной прозы. Первопричиной ее появления на свет явилась страшная катастрофа Ту-154 в Красноярске. Я пятнадцать лет осмысливал ее и пришел к выводам, которые изложил в своей повести.
        В книге нет любовной линии, нет переживаний пассажиров в салоне, нет работы наземных служб. Есть одно: служение, полная отдача всех сил, до самой смерти. И – что значит опыт, осмысленный и претворенный в спасение полета. 

        История создания  «Страха полета» описана в «
Дневнике графомана». Здесь я показал кухню и вдохновение писательского труда,  упорство и переживания автора, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
        Кроме того, здесь же рассматривается ряд знаковых катастроф, причем, по горячим следам, под впечатлением, через призму опыта старого пилота.

        Легкие мемуары «
Таежный пилот» написаны по пожеланиям читателей, которым мои первые книги показались тягомотными и слишком пафосными. Но так как я пишу о высоком, пафос оказался уместным и здесь. Вообще считаю некую приземленность многих авторов данью нынешнему легкому цинизму, повсеместно сквозящему как в жизни, так и в литературе. Я всегда писал и пишу достаточно высоким стилем, подчеркивая нравственную направленность своих произведений в будущее. Сейчас не примут и не поймут – пусть подрастут и наберутся житейской мудрости; потом дойдет.
        Мемуары охватывают периоды моих полетов на разных типах самолетов: на «кукурузнике» Ан-2, на лайнере местных линий Ил-14, на тяжелом лайнере Ил-18. Я постарался не включать сюда многое из того, что делает любые мемуары тяжеловесными, скучными и неудобочитаемыми: фамилии, портреты, обстоятельства, отношения. Читайте и оценивайте, удалось ли мне сделать воспоминания увлекательными.

       Издательство Эксмо выпустило в свет две моих новых книги: «Страх полета и «Таежный пилот». Во вторую книгу органически, как продолжение темы полетов, уже на Ту-154, включена одна из тетрадей моих «
Летных дневников» под названием «Экипаж». Все, что там изложено, я взял из дневника целиком, без купюр.

       О «Летных дневниках» разговор особый. Во-первых, эксклюзивность. Никто и никогда, нигде в мире, не опубликовал таких откровений, написанных рукой, еще дрожащей после полета – и это в течение двадцати лет подряд. Это постоянное подробное описание перипетий летной работы, почти изо дня в день. Я внес незначительную правку, исключив подробности интимного свойства; остальное выложил на суд людской все как есть.
        Собственно, дневники и явились источником всех моих произведений. Все мысли и рассуждения изложены на бумаге тридцать лет назад, поэтому читатель должен делать скидку на некоторую горячность в оценке автором событий, происходящих в те времена, особенно когда преломляешь авторские взгляды через призму нынешнего видения жизни.
        Многие считают «Летные дневники» документом эпохи. В какой-то степени это так: они раскрывают и освещают жизнь много и тяжело работающего человека в период, когда очень легко было скатиться в грязь элементарного мелкого хищничества. Но не все же скатились. В Дневниках можно отыскать те спасительные точки опоры, которые не только не дали человеку упасть, а наоборот, подняли его выше к небу. Это благородная профессия, дружная семья и труд, труд – постоянный и упорный, труд во имя высокого, а не низменного.

       Я написал достаточное количество методических пособий для молодых летчиков. Коллективный опыт красноярской школы летного мастерства обобщил, добавил свои разработки  и все это изложил в монографии «
Практика полетов на самолете Ту-154». Несмотря на то, что книга написана для профессионалов, ее нередко просматривают и непосвященные. Написана она вполне понятным языком, но насыщена специальной терминологией. Одни и те же процедуры полета гораздо популярнее изложены в соответствующих главах «Раздумий ездового пса».

      Я пишу простым русским литературным языком, почти в разговорной манере, которая  напоминает беседу старого, много повидавшего человека с внимательным и доброжелательным слушателем. Исповедую принцип: словам должно быть тесно, а мыслям просторно. Все лишнее, напускное, эмоционально неуравновешенное, не несущее смысла и отягощающее текст, выбрасываю. Естественно, вычитываю тексты по несколько раз, отшлифовывая грамотность. Основной принцип, девиз моего экипажа «Сделаем это красиво!» – прикладываю и к литературному творчеству.

2016 г.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Василий Ершов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен