В 1967 году японская авиакомпания «Japan Air Lines» (JAL) изъявила желание о совместной с Аэрофлотом эксплуатации авиалайнера Ту-114 на линиях Токио – Москва – Париж, Токио – Москва – Лондон, Токио – Москва – Рим и Токио – Москва – Копенгаген. Для совместной эксплуатации были отобраны четыре дальнемагистральных самолета Ту-114: СССР-76464, СССР-76470, СССР-76474 и СССР-76490. На их бортах были нанесены эмблема «JAL» и титлы авиакомпании «Japan Air Lines» в передней части фюзеляжа. На всех четырех самолетах была переделана компоновка салона на двухклассную на 105 мест.
Первый такой трансконтинентальный пассажирский рейс был совершен 17 апреля 1967 года на самолете Ту-114 с бортовым номером СССР-76464. Этот полет не только положил начало регулярным воздушным сообщениям между столицами СССР и Японии, но и сыграл важную роль в политическом сближении двух государств, имевших непростую историю отношений, способствовал развитию экономических связей.
Самолет Ту-114 СССР-76464 в дальнейшем при выводе из эксплуатации занял свое место на вечной стоянке в Московском аэропорту Домодедово. К сожалению, стоянка для него оказалось не вечной, в августе 2006 года его варварски уничтожили.
Экипажи на данных рейсах были Аэрофлота, но в бригаду бортпроводников входили японские стюардессы. Совместная эксплуатация Ту-114 Аэрофлотом и авиакомпанией «Japan Air Lines» продолжалась до 1969 года. В дальнейшем все четыре флагмана были переоборудованы в 200-местную компоновку.
На приведенной фотографии представлен флагман Аэрофлота Ту-114 в аэропорту Токио во время совместной с «Japan Air Lines» эксплуатацией.
© Юрий Дорошенко