Новейшая история этого края впечатляет. Начатая Горбачевым перестройка способствовала повышению социальной активности титульной нации Молдавской ССР и обострению национальных вопросов. В те годы группа писателей-молдаван стала требовать признать румынский язык в качестве государственного и вообще выступила за присоединения Молдавии к Румынии. Её поддержала большая часть политического руководства страны и интеллигенция.
Жителям Приднестровья, которые были на 90% русскоязычными, это не понравилось. Они не желали выходить из состава Советского Союза. Началось противостояние левого берега Днестра с правым, вылившееся в вооруженный конфликт в конце 1991 года. Это время совпало с провозглашением независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).
Положил конец вооруженному конфликту генерал Лебедь. Он был назначен командующим 14-й армией, дислоцированной в Приднестровье. В Тирасполе Лебедь встретился с противоборствующими сторонами и заявил буквально следующее: «Если завтра утром я услышу хоть один выстрел, то мои солдаты обедать будут в Кишиневе. А оттуда до Бухареста моим танкам несколько часов хода». Словам Лебедя и его внушительному виду поверили. Стрельба прекратилась.
Теперь жители левого берега Днестра в своем непризнанном государстве живут отдельно и разговаривают на трёх языках – русском, украинском и молдавском.
Река – естественная граница, которая когда-то разделяла румынскую Бессарабию и нашу Малороссию. Границы как таковой нет. Только на мостах стоят блок-посты и пройти без соответствующих документов не получиться. Пропуском считается паспорт, выданный в ПМР – копия российского, но со своим гербом.
В республике, где проживают около 470 тысячи человек, имеется своя полиция и армия, а также валюта. Пластиковые приднестровские рубли похожи на игровые карточки «Монополии». Почти на всех купюрах изображен полководец Суворов. Он здесь национальный герой, поскольку основал Тирасполь – столицу Приднестровья. Поэтому граждане свою валюту метко назвали «сувориками».
В советские годы земля за Днестром оставалась аграрной, а в Приднестровье быстро развивалась промышленность. И сейчас здесь работают металлургический завод, ГРЭС, которая обеспечивает электроэнергией весь регион, текстильный комбинат и другие предприятия. Они регистрируются в Молдавии и таким образом торгуют со странами Евросоюза.
Иностранные компании в Приднестровье не представлены, поскольку им пришлось бы платить двойной налог. Поэтому весь частный бизнес здесь местный. Доминирует в нем холдинг «Шериф», созданный бывшим милиционером Виктором Гушаном. В него входит банк, сеть супермаркетов, мобильная связь, интернет-провайдер, спортивный клуб, коньячный завод, хлебокомбинат и даже казино. В бюджет республики от холдинга поступает почти половина налогов.
Средняя зарплата приднестровцев составляет 200 долларов. Пенсия в два раза меньше. Очень большие расходы по коммуналке. Связь и бензин дороже, чем в России. На полках в магазине ассортимент в основном из Молдавии и Украины. Если сопоставить цены на продукты с уровнем доходов населения, то видно явное несоответствие. Жителей спасают рынки. Овощи и фрукты там стоят совсем дешево.
Рост уровня жизни приднестровцев тормозит блокада республики со стороны Молдовы и Украины. То фуры с продуктами задержат на украинской границе и прилавки супермаркетов «Шерифа» пустеют. То бензин из Белоруссии не пускают, и на заправках топлива кончается.
В Тирасполе на улицах молодежи не увидите. Многие разъехались на заработки в зарубежье. Оставшиеся пенсионеры, разглядывая старые фото, ностальгируют по СССР. Им ничего не осталась, как ходить друг к другу в гости и осваивать социальные сети.
Примечание:
Было еще одно самопровозглашенное государство на территории Молдавской ССР – Республика Гагаузия. О ней можно почитать здесь.