Найти тему
Жизнь советского человека

Уникальный советский город, построенный среди моря. Какова его судьба сегодня?

Одно из самых невероятных поселений в мире, уникальный советский город был построен в 55 км от берега посреди морских вод.

Строительство начиналось с частичного затопления отслужившего судна, где обустроили быт рабочие. Поскольку опыт оказался удачным, вскоре в этот же район моря подвели ещё несколько списанных кораблей, из которых создали искусственный остров, названный «Островом семи кораблей». С этого момента началась сухопутная история города. Затопленные суда не сохранились, но послужили фундаментом и нулевой точкой насыпной дамбы с подушкой из бетона, на которой позднее построят многоэтажные дома.

Вот такие проекты могли реализовывать в СССР и превращать в реальность
Вот такие проекты могли реализовывать в СССР и превращать в реальность

В 1952 году два искусственно созданных металлических острова впервые в мире соединили эстакадой, идущей над морем на деревянных сваях. На сами «острова» с кораблей было высыпано полмиллиона кубов песка и скальных глыб, вокруг образовали волноломы и причалы.

Полномасштабное строительство городка началось в 1958 году. Построили 2 электростанции, котельную, очистные сооружения, больницу, баню и 16 двухэтажных домов. В 1960 году стояло новенькое здание техникума. В этом же году здесь побывал Н. С. Хрущёв. Он решил две крупные проблемы: людей в город стали доставлять вертолётами и начали стоить 5-9 этажные дома на насыпях. Строительные платформы соединяли эстакадами.

За 1966-1975 годы построили хлебозавод, цех по производству лимонада, девятиэтажный дом, два общежития по 5 этажей. До 1986 года кроме жилых зданий появились больницы, столовая, установка для опреснения воды, парк с деревьями. По вновь построенным эстакадам осуществлялось движение, в т. ч. до берега.

Для чего же были затрачены столь гигантские усилия? Конечно, в СССР хватало места для жизни и на суше. Но в этом месте морского дна производилась нефтедобыча. И государство не хотело оставлять нефтяников просто сидящими на нефтяной платформе. Для них был построен город со всеми удобствами, но среди моря. Работали все установки по нефтедобыче и нефтепроводы для перекачки в сторону континента. Специалистов-нефтяников готовил местный техникум и здесь же они получали бесценную практику.

Доступная дорога до берега по эстакадам
Доступная дорога до берега по эстакадам

С распадом Союза город Нефтяные Камни остался в Азербайджане. Там действовало более 200 скважин. Сегодня полноценно дают нефть меньше половины. Из трёхсот километров дорог над морем можно использовать только 45. До нескольких буровых добраться невозможно технически. В городе первые этажи частично подтоплены. И сырость не способствует сохранности жилья. Сегодня это город вахтовиков. И хотя заработки здесь выше, чем на континенте, люди едут в сырые дома неохотно. Тем более что в случае шторма им приходится оставаться и работать дольше, пока не появится возможность привезти смену.

Уникальный советский город медленно, но верно забирает море. Для его восстановления нужны огромные средства. Будет ли этим заниматься Азербайджан, неизвестно.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал