Верховный суд выпустил Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей.
Формально в российском праве разъяснения высшего суда не имеют силы закона, это лишь толкование законов. То есть, применять такие разъяснения в конкретных делах другие суды формально не обязаны (в частности, об этом не сказано в ст. 19 Закона о судебной системе). Впрочем, это дискуссионный вопрос: многие юристы высказываются, что позиции высшего суда всё же обязательны. Отчасти это мнение поддерживает и Конституционный суд. Но это больше теория.
На практике позиции Верховного суда очень важны. Ни один суд не осмелится истолковать закон не так, как это сделал Верховный суд. Если вы идёте в суд, подкрепляя свои аргументы позицией Верховного суда, ваши шансы на победу серьёзно увеличиваются.
В этой статье я выделил самые важные, на мой взгляд, разъяснения высшего суда, которые следует знать, чтобы эффективно защитить в суде (и не только) права потребителя, а именно:
- если потребитель заплатил общественной организации по защите прав потребителей за помощь в защите своих прав, то взыскать эти расходы с продавца он не сможет;
- штраф 50% от присужденной суммы можно взыскать несколько раз;
- если товар технически сложный, то нужно сначала требовать ремонта, а только потом возврата денег. Иначе требование о возврате не удовлетворят;
- если коммунальные услуги предоставляются с нарушениями, то взыскать моральный вред и убытки могут все жители дома (квартиры), а не только собственник;
- расходы на экспертизу автомобиля взыскиваются сверх лимита возмещения по ОСАГО.
1. Не стоит платить общественным организациям по защите прав потребителей
Законом о защите прав потребителей (ЗоЗПП, ст. 45) закреплено право на создание различного рода общественных объединений по защите прав потребителей (потребсоюзов, ассоциаций и пр.). В статье 13 ЗоЗПП предусмотрен и источник дохода таких объединений: в их пользу судом взыскивается потребительский штраф.
Штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке взыскивается с продавца исключительно судом и составляет 50% от присужденной суммы
Однако, некоторым общественным организациям такого способа заработка мало, и они берут деньги с потребителей за свои услуги: написание претензий, исков, сопровождение в суде. При таком подходе такие организации быстро перестают быть правозащитными и превращаются в бизнес по отъёму денег, как у предпринимателей, так и у самих потребителей.
Верховный суд, вполне справедливо, решил пресечь такую практику и указал:
"Наделение законом ОЗПП правом на обращение в суд с иском в защиту прав потребителя не предполагает внесение последним данному обществу платы за его представительство в суде". Соответственно, и взыскать расходы на оплату услуг общественной организации с продавца не получится.
Так что если вы решили обратиться в общественную организацию, чтобы наказать нерадивого продавца, и с вас просят денег, помните: эти деньги вам никто не вернёт! Даже если вас уверяют в обратном. Кроме того, уйдет в организацию и 50%-ный потребительский штраф. Так можно потратить на защиту прав больше, чем потом взыскать с продавца, в итоге оказаться с убытком.
Как тут не подчеркнуть, насколько важно правильно выбрать того, кто будет защищать ваши права! Лучше выбирать не сомнительный "потребсоюз", а внушающего доверие юриста с адекватной ценой услуг. Тогда взыскать с продавца судебные расходы будет можно. Кроме того, вы останетесь при положенном вам по закону штрафе 50%.
2. Потребительский штраф можно взыскать несколько раз
В деле, которое попало в Обзор, потребитель выиграл спор в суде, но исполнить его не смог. (Возможно, не пытался, потому что исполнить решение суда не так сложно. Но это тема для отдельной статьи). Как бы то ни было, денег покупатель не получил и обратился в суд снова. Суд отказался взыскивать штраф 50%, так как ранее этот штраф уже взыскали.
Но у Верховного суда иное мнение. Поскольку, не исполнив первое решение суда, продавец снова нарушил права потребителя, с него можно взыскать штраф ещё несколько раз, пока потребитель не получит своих денег.
Так что, если у вас есть решение суда в вашу пользу, но нет денег - смело обращайтесь в суд. Недобросовестность продавца обернется для вас материальной выгодой!
3. Требуйте отремонтировать технически сложный товар
Жизнь современного человека трудно представить без техники: смартфона, компьютера, холодильника и многого другого. Выход девайса из строя моментально создаёт дискомфорт. Решить проблему хочется побыстрее: старую технику вернуть, получить деньги и сразу купить новую. Однако, не все так просто.
Техника недешёвая, и часто изготовителю проще отремонтировать её, чем возвращать деньги. Многие потребители сталкиваются с тем, что без их согласия был проведен ремонт, после чего деньги им возвращать отказываются: товар-то теперь качественный. Некоторые покупатели активно возражают, ссылаясь на ст. 18 ЗоЗПП, согласно которой потребитель вправе предъявить любое требование по своему усмотрению. Судебная практика относилась к таким возражениям по-разному.
Верховный суд напомнил о том, что статьи 18 и 19 ЗоЗПП указывают на три периода работоспособности технически сложного товара:
- первый период - гарантийный срок
- второй - период, когда гарантийный срок истек, но еще не прошло два года с момента покупки (если гарантия менее 2 лет)
- третий - когда два года уже прошло, но срок службы еще не истек
Так вот, по время первых двух периодов потребитель может предъявить любое требование. (Существенное различие между периодом 1 и периодом 2 заключается в том, что во втором периоде потребитель сам доказывает, что брак был заводским. Кроме того, во время периода 2 потребитель может обратиться только к продавцу или изготовителю товара, в то время как в первом периоде можно также обратиться к импортеру или лицу, уполномоченному изготовителем).
А вот в третий период технически сложный товар нужно сначала сдать в сервисный центр и потребовать ремонта. Только если его не удалось починить, вы можете требовать вернуть деньги.
ВАЖНО: технически сложным является товар, который входит в утвержденный Правительством перечень
4. Поставщик коммунальных услуг отвечает перед всеми жителями помещения
В деле, попавшем в Обзор (п. 9), газоснабжающая организация зимой прекратила подачу газа в жилой дом на 2 месяца. Суд взыскал моральный вред в пользу собственника жилья, но членам его семьи в удовлетворении требований отказал, ведь они не заключали договор.
Верховный суд с нижестоящими судами не согласился: все жильцы одинаково пострадали от действий коммунальщиков, и имеют равные права на компенсацию.
Чтобы отстоять право на компенсацию, придется доказать "законность пользования коммунальными услугами": представить в суд выписку из домовой книги (если прописаны) или договор аренды (если снимаете).
5. Расходы на экспертизу автомобиля можно взыскать сверх страхового лимита по ОСАГО
Страховые компании, стремясь снизить выплаты по ОСАГО, прибегают к двум популярным хитростям:
- привлекают "знакомых" экспертов для занижения стоимости ремонта авто;
- ссылаются на превышение лимита, установленного ст. 7 Закона об ОСАГО (в отношении имущества это 400 000 рублей).
Верховный суд защитил автовладельцев от таких злоупотреблений.
Так что если вы не согласны со стоимостью ремонта автомобиля, которую насчитала страховая, вы можете смело провести независимую экспертизу. Если экспертиза подтвердит вашу правоту, вы сможете взыскать расходы на её проведение со страховщика, даже если суммарно стоимость ремонта авто + стоимость экпертизы превысит 400 000 рублей.
Это лишь часть разъяснений Верховного суда, которые я посчитал наиболее важными. Рекомендую прочитать Обзор полностью. Если останутся вопросы - смело пишите в комментарии или в лс, и я обязательно отвечу. Возможно, мы найдем темы для новых статей.
Также напомню, что в законодательстве о защите прав потребителей с нового года ожидаются серьёзные изменения, о которых тоже необходимо знать. Об этих изменениях я подробно писал ранее. Если ещё не читали, обязательно загляните:
Защита прав потребителей по-новому (часть 1)
Защита прав потребителей по-новому (часть 2)
Я буду и дальше публиковать статьи о правах потребителей, которые, надеюсь, помогут каждому из вас, дорогие читатели, эффективно защищать свои права. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Вместе мы сделаем правовую действительность лучше!