«Танки врага не пройдут» — этот мужественный девиз, прозвучавший с такой необыкновенной силой из уст 28 гвардейцев-панфиловцев, стал боевым законом каждого бойца. Пример Героев вдохновлял красноармейцев на новые подвиги в борьбе с фашистскими танками.
И в победном 1945 году отважные воины смело вступали в единоборство с немецкими танками.
Об одном из них рассказ.
ЕДИНОБОРСТВО
Слава младшему сержанту ШУТОВУ, подбившему немецкий танк!
В лесу, на одной стороне большой поляны, были наши бойцы, на другой — немцы. И вот оттуда, с немецкой стороны, ломая кустарник, поползли к нашим позициям два немецких танка.
Лежа за поваленным деревом, комсомолец младший сержант Шутов долго и внимательно следил за танками, обдумывая что-то. Потом решительно обратился к командиру:
— Разрешите, я попробую гранатой!
Командир разрешил, и вот с противотанковой гранатой в руке Шутов пополз навстречу немецким танкам по голой, размокшей от весенней воды поляне. Впереди чуть возвышались желтые глинистые холмики пустых траншей. Шутов добрался до них.
Один вражеский танк двигался прямо на эти траншеи. Он полз, грохоча гусеницами, стреляя из пушки и пулемета, а советский воин, комсомолец Шутов, спокойно ждал его, сжимая в руке гранату...
И когда широкие, облепленные грязью лапы танка, казалось, готовы были нависнуть над траншеей, Шутов вскочил стремительно, словно распрямившаяся пружина, и метнул гранату.
Злобно ворочая башней, танк завертелся на месте с перебитой гусеницей, но еще продолжал стрелять. И вдруг, сзади, со стороны наших позиций, ударило несколько орудийных выстрелов. Это артиллеристы офицера Дынина, на руках выкатив орудие на прямую наводку, расстреливал и поврежденный Шутовым танк. Выстрелы их были точными. Подбитый танк больше не стрелял. Второй — немецкий танк ушел в лес.
Шутов медленно поднялся из траншеи. Лицо его было бледно: младший сержант был ранен. Он посмотрел на серую металлическую коробку, которая всего минуту назад была грохочущим и стреляющим танком, и сказал негромко:
— А все же я остановил его, ловко ударил!
И в голосе героя-комсомольца звучала гордость мастера, славно поработавшего и довольного своим делом.
Старший лейтенант М. ХОТЧЕНКО (1945)