Сейчас, спустя десятилетия, многие события Великой Отечественной войны кажутся всё более удивительными. Казалось бы, каким образом в Берлинской сухопутной операции весной 1945 года могли принимать участие советские моряки? Но оказывается, что они не просто в ней участвовали, но и сражались в само́й немецкой столице. И во многом благодаря их слаженным действиям удалось избежать лишних жертв, например, в составе 9-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии во время участия последних в штурме Берлина.
Командующий 1-м белорусским фронтом маршал Жуков позже вспоминал, что на пути к успешному взятию столицы Германии находилась река Шпрее с высокими бетонными берегами, которые представляли серьезное препятствие для высадки советских войск. Поэтому командование справедливо предположило, что противник менее всего будет ожидать переправы в этом районе. Река Шпрее в месте предполагаемого десанта имела ширину около 300 метров, а на её высоком берегу располагались немецкие огневые позиции. И тогда было решено сделать то, чего противник, скорее всего, не предполагал – форсировать реку с ходу, используя для переброски войск легкие катера-полуглиссеры.
Этот бой итальянцы до сих пор вспоминают с содроганием
Для этой смелой операции был выделен отряд лейтенанта Калинина из состава днепровской флотилии, включавший в себя 11 катеров и 29 матросов и офицеров. Им предстояло переправить под огнём противника на другой берег около 16 тысяч человек из состава 9-го стрелкового корпуса под командованием генерала Малого. Для высадки десанта были выбраны 3 участка, которые располагались недалеко друг от друга и имели выступы, позволяющие закрепиться на берегу.
Полуглиссер ПГ-117 это военная модификация прогулочного туристического катера НКЛ-27 весом 1200 кг и габаритами 1.7 на 7 метров. Его экипаж состоял из 2-х человек, а одновременно вместить на борту было возможно не более 15-ти бойцов. На корме находился пулемёт «максим», закреплённый на треноге. Катер мог развивать максимальную скорость до 40 км/ч.
Операция началась ночью 23 апреля 1945 года, но противник быстро заметил активность советских войск на противоположном берегу и открыл по ним ураганный огонь. Катера-полуглиссеры оказали беззащитными перед градом пуль и снарядов противника, однако продолжали упорно перевозить красноармейцев небольшими группами на противоположный берег. Там они с ходу вступали в бой, закреплялись и расширяли образовавшийся плацдарм. Все 29 краснофлотцев действовали с предельной самоотдачей и впоследствии были представлены к высоким наградам. За 3 дня им удалось переправить на вражеский берег весь корпус в составе 16 тыс. человек, 100 орудий и миномётов, 27 танков. Моряки также оперативно возводили понтоны, на которых переправляли технику, используя катера, как буксиры.
Почему немецкие подводники никого не щадили
Появление советской артиллерии значительно облегчило задачу героическому отряду днепровской флотилии, который в последующие два дня действовали уже в более спокойной обстановке. Слаженные и самоотверженные действия советских моряков позволили соединениям 9-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии оперативно форсировать реку Шпрее и с ходу развить свой успех по уничтожению вражеской группировки на противоположном берегу. Из 29-ти участников операции в живых остались лишь 17 человек. Остальные герои пожертвовали своими жизнями ради общей победы. Многие из моряков были представлены к званиям Героев Советского Союза. Таким образом, днепровская флотилия внесла свой существенный вклад во взятие Берлина, существенно облегчив задачу частям советской 5-й ударной армии.
Две яркие победы Красной армии летом 1941 года
Спасибо, что заглянули в гости. У автора статьи также есть канал на You Tube, на котором регулярно выкладываются видео на исторические темы