Найти в Дзене

Самые большие советские тайны об Ил-2.

Не секрет, что вокруг Ил-2 в Советском Союзе был создан целый культ.

Во всех официальных источниках писали о самолете в восторженных тонах.

В Истории Великой Отечественной войны писали (Т. 1. с. 454):

"...был построен первый образец бронированного штурмовика Ил-2. Создание его явилось торжеством советской авиатехнической мысли. Броневой фюзеляж, сильное пушечно-пулеметное и бомбовое вооружение, хорошие летные качества - все это делало Ил-2 незаменимым помощником сухопутных войск в наступлении и обороне".

История второй мировой войны отмечала:

"Достижением советской авиационно-технической мысли явилось создание самолета-штурмовика Ил-2, предназначенного для борьбы с танками противника на поле боя. Впервые в мировой практике самолетостроения конструктору С. В. Ильюшину удалось сделать броню неотъемлемой частью корабля, органически слившейся с элементами скрепляющих устройств, установить различную ее толщину в зависимости от степени уязвимости блоков машины, придать ей обтекаемые аэродинамические формы. Ил-2 имел мощное вооружение: два пулемета, две пушки, реактивные снаряды и 600 килограммов бомб. Первый образец этого одномоторного самолета появился на аэродроме в 1939 г. Война показала, что штурмовик Ил-2 был великолепным оружием переднего края и не имел конкурентов среди самолетов капиталистических стран"

(Т. 3. с. 196).

Без больших изменений эта трактовка сохранилась до настоящего времени.

Даже игру создали "Ил-2: штурмовик".

Ветераны тоже ясности не добавляли.

Дважды Герой Советского Союза уже в 2006 году говорил по сути тоже самое:

"Задача штурмовой авиации – поддержка наземных войск, удары по скоплениям войск противника, по его живой силе, минометным и артиллерийским позициям, танкам, железнодорожным перегонам, мостам, эшелонам и аэродромам. Это все наземные цели для штурмовика, их нам определяло командование. Истребитель может выйти из боя, уйти от противника, а штурмовик обязан наносить удар там, где ему приказано, и отступать некуда. Или пан, или пропал!".

Это довольно странно, а если цель плотно прикрыта зенитками и истребителями штурмовики погибнут зря не поразив цель.

Начали появляться глубокие исследования создания и применения штурмовиков Ил-2.

Сейчас таким специалистом является Олег Растренин.

Он и другие исследователи публиковали потери штурмовиков. Да их выпустили десятки тысяч, но и потери их были довольно высоки.

В конце войны в Европе в ВВС было 3075 Ил-2 и Ил-2У (450 неисправных), 120 Ил-10 (26 неисправных) и 214 Ил-2КР (17 неисправных). На флоте было 197 Ил-2 и 12 Ил-10.

Всего за годы войны произвели 34 943 Ил-2 и 1211 Ил-2У.

В бою потеряно было за всю войну 10 759 самолетов ВВС Красной Армии и 807 флотских Илов.

Ещё 10 тыс. было разбито в авариях и катастрофах (небоевые потери).

В среднем Ил терялся за 53,5 самолето-вылетов. Истребитель терялся за 104,5 боевых вылета, бомбардировщик за 80.

В начале войны в запасных авиаполках не было времени и ресурсов учить пилотов, в 1941 г. учили только 3 - 5 часов, в 1942 г. побольше 13 часов и в 44-м, когда появилось время для обучения уже 20 часов.

Боевые потери летчиков-штурмовиков за всю войну составили 7837 человек или почти 30 процентов общих боевых потерь летного состава ВВС Красной Армии. Также около 30 процентов пилотов терялись за первые 10 боевых вылетов, чем больше успевал налетать летчик тем менее становилась вероятность его сбития.

Возникает вопрос: почему же Илы несли такие большие потери.

Сам по себе Ил-2 был маломаневренный самолет, что было почти невозможным его использование против целей прикрытых зенитками. Хорошо сделать противозенитный маневр самолет не мог. Уйти от истребителей, в большинстве случаев тоже.

По идее он должен был летать над полем боя, когда в самолет стреляли чуть ли не из пистолетов.

Был ли бой самолета из пушек и пулеметов точным? Нет, если это был неопытный пилот он пускал пули и снаряды мимо. Он больше пугал немецкую пехоту не желавшую попадать под ураганный огонь 7,62-мм пулеметов ШКАС и 20-мм пушек ШВАК (позже поставили 23-мм ВЯ).

Добавляли жути реактивные снаряды, которые имели осколочно-фугасные боевые части.

Конечно, немцам было мало приятного наблюдать атаку штурмовика, они на время переставали стрелять, давая время советской пехоте подойти поближе.

Удавалось ли точно бомбить с горизонтального полета и пикирования? Нет. Специальных прицелов не было, был довольно неудачный прицел дл бомбардировки с бреющего полета, но он не использовался.

Чтобы точно бомбить у летчика не было никаких приспособлений. Делали метки на капоте. Нос и вынесенные вперед крылья не давали обзора вперед и вниз. Не стали делать и окошечко в полу кабины, как у того же Ю-87.

Точно стрелять и бомбить мог только опытный пилот, но их было в начале войны немного. Летчики-новички могли хорошо отработать по площадям.

Самыми большими тайнами СССР была даже не медлительность и неповоротливость Ил-2, а в том числе неудачная тактика его применения. Хотя в 66-м шап к ней пришли опытным путем, но тогда высшие инстанции новацию не оценили. Боевой порядок должен был быть как у истребителей "круг", чтобы прикрывать друг другу хвосты.

Дважды Герой Советского Союза маршал авиации Ефимов вспоминал о совершенствовании тактики боевого применения так:

"Тактика совершенствовалась всю войну. В начале войны штурмовики летали на бреющем. Это оказалось очень невыгодно. Угловое перемещение цели очень большое, и летчики обычно не успевали прицеливаться и отработать с помощью обычного прицела. Из-за отсутствия прицелов для малой высоты приходилось прицеливаться «на глазок», или, как говорят летчики, «по сапогу».
Была и другая причина больших потерь на этих высотах. По штурмовикам стреляли, образно говоря, чуть ли не из пистолетов. Да, бронекапсула Ил-2 защищала от стрелкового оружия и осколков снарядов. Наиболее сильная защита – бронеспинка 12 мм, от атак вражеских истребителей. Однако прямые попадания зенитных снарядов пробивали броню штурмовика.
От огня крупнокалиберных пулеметов и малокалиберной зенитной артиллерии («эрликоны») противника необходимо было уходить на высоту. Мы поднялись на 800-1000 метров. Результаты ударов по врагу улучшились. Наших потерь стало меньше. Освоились на этой высоте, но и она нас не устроила. На ней только обнаружил цель, ввел самолет в пикирование, прицелился, а уже надо бомбить и уходить на повторный заход. А штурмовику надо в атаке обрушивать на врага всю свою огневую мощь. Подняли высоту до 1500-2000 метров и на ней закончили войну. В одном заходе бросали бомбы, стреляли «эресами» и обрушивали на врага огонь пушек и пулеметов. Такая сила удара давала большую эффективность. Конечно, нередко требовалось выполнять несколько заходов на цель, чтобы полностью ее уничтожить".

Но это опять же самоубийственные атаки на передний край противника, ведь в первую очередь самолеты должны были поражать цели на поле боя.

А ведь могло быть все по-иному и после войны эту информацию от граждан скрыли или же не слишком афишировали.

Рассмотрим на простом примере.

Фронты миллионных армий поглощали тысячи тонн продовольствия, боеприпасов, в тыл увозили раненных и поврежденную технику, из тыла везли резервы и новую или отремонтированную технику. Что нужно было делать, чтобы оборона противника рухнула. Нужно было прервать линии снабжения, тем самым фронт обороны ослаблялся.

Немцы же действовали так постоянно, они всегда проводили операции на окружение, без бесперебойного снабжения по исчерпании боеприпасов в плен захватывали сотни тысяч красноармейцев.

Именно на создание трудностей со снабжением направляли действия партизан.

Почему же так мало Илов направляли именно на удары по коммуникациям? Дело в том, что в первую очередь штурмовики были в военной доктрине именно чистыми самолетами поля боя и в этом было упущение.

На поле боя штурмовики должны были поразить 5% целей, но в реальности в начале войны получалось уничтожить только один процент. Со временем, когда пилоты набрали опыт эффективность возросла.

А в то время "зелёные" пилоты, да и штабы не могли успешно воевать.

Так на Курской Дуге "Илы" штурмовую поддержку сухопутных войск по сути провалили. Из-за стены огня зениток и из-за недостаточной массированности атак.

А ведь для поражения целей надо было делать два-три захода, подставляясь под огонь "эрликонов" и немецких "Флаков".

Но могло было быть все по-иному, если бы немного уделили внимания не только переднему краю, но и тылам.

Даже пара штурмовиков с бомбами могла в ближнем тылу немцев взрывать эшелоны с горючим и боеприпасами, что было в ходе войны неоднократно.

-2

Так два пилота Смирнов и Слепов взорвали четыре эшелона на одной станции в 1943 г., чем парализовали железнодорожное движение на четверо суток, противник смог пропустить на Тихорецк только один эшелон, а потом уже пришла Красная Армия. На перегонах красноармейцам достались богатые трофеи.

-3

Семь Илов в 1944 г. взорвали на железнодорожной станции 14 эшелонов, противник ликвидировал последствия налета больше месяца, немцы успели до прихода Красной Армии восстановить только два пути.

К тому же число вылетов для работы по тылам было небольшим, 2 - 4 % боевых вылетов в операции.

-4

Подытоживая можно сказать, был допущен ряд ошибок на всех уровнях, которые привели к большим потерям Ил-2 в Великой Отечественной войне.

Не была отработана оптимальная тактика боевого применения (с пологого пикирования), когда в августе 1941 г. к ней пришли в 66-м штурмовом авиаполку, пришел прямой запрет летать крупными группами, чтобы штурмовики массово не сбивали.

Старую новую тактику атак с пологого пикирования открыли на полигонных испытаниях в 1942 г. И только тогда она была распространена.

Постепенно перешли к боевому порядку "круг".

Экономия на обучении летчиков дорого обходилась в ходе боевых действий, пилоты летели на штурмовку толком самолет не освоив, они не знали как проводить противозенитный маневр, как уходить от атак истребителей, как держаться в боевом строю.

К тому же можно было оценить плотность зенитного огня и прикрытие цели истребителями и если шансов поразить врага не было, нужно было бомбить ближние вражеские тылы или уходить на запасные цели.

Также нужно было для повышения эффективности штурмовок иметь связь с наземными войсками, а также с истребителями прикрытия.

Спасибо за прочтение.

Апдейт от 08.10.2023.