Ах! Откуда у меня грубые замашки?!
Походи с моё, поди, даже не пешком!
Меня мама родила в сахарной рубашке,
Подпоя́сала меня красным ремешком.
Дак откуда у меня хмурое надбровье?
От каких таких причин белые вихры?
Мне папаша подарил бычее здоровье
И в головушку вложил не «хухры-мухры».
Не знаю, что послужило поводом для написания этого стихотворения. Не знаю, насколько автобиографичны эти строки.
Но известно, что физическая форма Владимира Семёновича впечатляла. Да иначе бы и не выдержал он тех запредельных нагрузок, которым подвергался - когда вынужденно, а когда и добровольно.
А отец поэта, С.В. Высоцкий, в интервью В.Перевозчикову утверждал, что некоторые качества сына, например, честность, внутренняя культура - это исключительно его заслуга. "И Володя сам говорил: Это - от папы"
Начинал мытьё моё с Сандуновских бань я, —
Вместе с по́том выгонял злое недобро.
Годен — в смысле чистоты и образованья,
Тут и голос должен быть — чисто серебро.
Пел бы ясно я тогда, пел бы я про шали,
Пел бы я про главное, главное для всех.
Все б со мной здоровкались, всё бы мне прощали...
Но не дал Бог голоса — нету, как на грех.
Да, наверное, певческого голоса в академическом понимании Высоцкому не досталось. Но разве не стал он голосом эпохи, голосом целого поколения советских людей?
Но воспеть-то хочется, да хотя бы шали,
Да хотя бы самое главное — и то!..
И кричал со всхрипом я, — люди не дышали,
И никто не морщился, право же, никто!
От кого же гон такой, да враньё, да хаянье!
Я всегда имел в виду мужиков, не дам.
Вы же слушали меня, затаив дыханье,
И теперь ханыжите, — только я не дам.
А вот этого добра хватало и при жизни, да и сейчас хватает.
Так что да, наверное, стопроцентно автобиографичны.
Впервые это стихотворение опубликовано в нью-йоркском трёхтомнике издательством "Литературное зарубежье" (1983 г.)
А где же детектив, спросит дотошный читатель? А детектив в том, что с самой первой публикации стихотворение имеет ряд "левых" строчек, появившихся с подачи одного печально известного в узких кругах товарища. Более того, строчки эти взяты из поддельного автографа и до последнего времени печатались во всех сборниках с примечанием "Текст печатается по беловому автографу РГАЛИ и черновому автографу из частного архива". Вот этот-то мифический частный архив и остаётся головной болью высоцковедов - тех из них, разумеется, кто всерьёз озабочен поэтическим наследием Высоцкого, а не открытием памятников и участием в шоу Малахова. Сомнительные автографы и неизвестные строки из неопубликованного приносились этим товарищем ещё Любимову в самом начале работы над спектаклем "Владимир Высоцкий", задолго до выхода первого печатного сборника. Для чего это делалось, зачем? Слава Герострата?
Был раб Божий, нёс свой крест, были у раба вши.
Отрубили голову — испугались вшей.
Да поплакав, разошлись, солоно хлебавши,
И детишек не забыв вытолкать взашей.
Откуда взялись эти детишки и кто и зачем и откуда их вытолкал - загадка века. В автографе РГАЛИ этой строчки нет. Видимо, она есть в том самом, предоставленном частным лицом, черновике. Только в последнем собрании сочинений (2020 года издания) упрямый текстолог согласился, наконец, что этот автограф подложен и текст напечатали по ЕДИНСТВЕННОМУ автографу, хранящемуся в РГАЛИ.
Но это коллекционное издание весьма недёшево, так что не думаю, что читающая публика обнаружит изменения. А ведь там - новая загадка. Теперь публикаторы вовсе исключили последние 3 строчки из текста стихотворения, скромно указав в комментарии:
После последней строки незавершённая строфа:
Был раб Божий, нёс свой крест, были у раба вши.
Отрубили голову — испугались вшей.
Да поплакав, разошлись, солоно хлебавши
…
Почему, на каком основании? В автографе эти строчки ничем не отделены от остального текста. Почему их убрали? И к чему, к какому тексту теперь хотят отнести эти 3 строки? Для меня это новый детектив и не меньшая загадка.
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого"