(Исаия 34; 35)
Эдом, или Идумея, непримиримый враг Иудеи, выделен в главе 34 как образ всех народов, которые были враждебны Богу и Его народу. Эдом вошёл в библейское повествование в лице Исава, брата Иакова. Как враждовали между собой эти сыновья Исаака, так враждовали между собой и их потомки. В Чис. 20:14–21 нам рассказывается о первом открытом столкновении между Израилем и Эдомом. Это стало моделью поведения на все последующие столетия. В результате Эдом вместе с другими врагами Иудеи должен будет принять осуждение.
МЕЧ БОЖИЙ НИСХОДИТ ДЛЯ СУДА (34:1–15)
Эдом получил своё название от Исава, брата Иакова (Быт. 36:8). Его потомки жили в области к югу и юго-востоку от Мёртвого моря. Они не разрешили сынам Израилевым пройти через их территорию на пути к земле обетованной (Чис. 20:14–18). Царь Саул воевал с ними (1 Цар. 14:47), а царь Давид покорил их (2 Цар. 8:14).
На протяжении всей жизни евреев как нации, управляемой царями, Эдом был их врагом (3 Цар. 11:14). Идумеи радовались разрушению Иерусалима (Пс. 136:7). Пророки отмечали жестокость Эдома (Иоил. 3:19; Ам. 1:11, 12) и говорили о гибели Эдома (Иер. 49:7–22; Иез. 25:12–14; см. Авд. 8; Мал. 1:4).
«Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! Да слышит земля и всё, что наполняет её, вселенная и всё, рождающееся в ней! Ибо гнев Господа — на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. И истлеет всё небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и всё воинство их падёт, как спадает лист с виноградной лозы и как увядший лист — со смоковницы» (34:1-4).
Господь созвал народы земли, чтобы они услышали приговор, который Он выносил греховным народам (ст. 1, 2). Приводятся яркие подробности тяжёлых условий, в которые они попадут: «И убитые их будут разбросаны»; «Горы размокнут от крови их»; и «Истлеет всё небесное воинство» (ст. 3, 4). Мф. 24:29 и Отк. 6:13, 14 используют образы стиха 4, описывая перемены, произведённые на земле Божьим судом.
«Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Эдом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа — в Восоре и большое заклание — в земле Эдома. И буйволы падут с ними, и тельцы вместе с волами; и упьётся земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет земля его горящей смолой: не погаснет ни днём, ни ночью — вечно будет восходить дым её; будет из рода в род оставаться опустевшей; во веки веков никто не пройдёт по ней. И завладеют ею пеликан и ёж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней верёвку разорения и отвес уничтожения. Никого не останется там из знатных её, кого можно было бы призвать на царство, и все князья её будут ничто. И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивой и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться друг с другом; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. Там угнездится летучий змей: будет класть яйца, и выводить детей, и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому» (34:5-15).
Стихи 5–15 описывают гибель одного народа, Эдома, типичную для Божьей кары, посылаемой нечестивым. Это были давнишние враги Господнего народа. Хотя царь Давид сделал идумеев своими рабами (2 Цар. 8:14), они часто восставали против своей зависимости от Израиля и Иудеи.
Итак, Божья весть гласила: «Ибо… меч Мой… для суда нисходит он на Эдом и на народ, преданный Мною заклятию» (ст. 5). О «мече Господа» сказано, что он «наполнится кровью», подобно ножам священников, когда они приносили жертвы (ст. 6). Их земля будет пахнуть кровью и туком, так как Исаия говорит: «…ибо жертва у Господа — в Восоре и большое заклание — в земле Эдома» (ст. 6). Восор был столицей Эдома.
Придёт «день мщения» (ст. 8) за накопившиеся злодеяния, совершённые Эдомом за долгое время. Опустошение его сравнится с опустошением Содома и Гоморры: «И превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу» (ст. 9). Земля так и останется опустевшей; там будут обитать лишь пеликаны, ежи, филины и вороны (ст. 11). Вожди идумеев («знатные», «царь», «князья») исчезнут (ст. 12). Землю будут населять лишь звери пустыни — «шакалы», «страусы», «дикие кошки», «лешие», «змеи» и «коршуны» (ст. 13–15). Таково будущее тех, которые восстают против Бога.
«ОТЫЩИТЕ В КНИГЕ ГОСПОДНЕЙ» (34:16, 17)
«Отыщите в книге Господней и прочитайте: ни одно из них не преминет прийти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и Сам Дух Его соберёт их. И Сам Он бросил им жребий, и Его рука разделила им её мерой; вовеки будут они владеть ею, из рода в род будут жить на ней» (34:16, 17).
Исаия ожидал, что его послание будет записано для будущих поколений. Тогда другие смогут проверить достоверность его пророчеств (ст. 16, 17).
Идумеи пережили ряд вторжений, но в IV веке до н.э. были покорены наватеями. Уцелевшие поселились в области к югу от Иудеи, которая стала называться Идумеей (латинизированная форма слова «Эдом»). Идумеи перестали существовать как народ после того, как в 70 году н.э. римляне покорили Палестину.
«ВОЗВРАТЯТСЯ ИЗБАВЛЕННЫЕ ГОСПОДОМ» (35:1–10)
Обрисовав разрушение Эдома как типичное тому, что постигнет нечестивые народы, Исаия переходит к прекрасной поэме, или хвалебному гимну, описывающему избавление остатка. Мотьер сказал: «Утончённость композиции этой поистине восхитительной поэмы невозможно передать никакими схемами».
Грядущие благословения (35:1–7)
«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душой: "Будьте тверды, не бойтесь: вот Бог ваш. Придёт отмщение, воздаяние Божие — Он придёт и спасёт вас"» (35:1-4).
«Пустыня и сухая земля» и «страна необитаемая» (ст. 1) — это области к югу от Иудеи, через которые Моисей вёл сынов Израилевых во время Исхода из Египта. Большую часть года это засушливое, пустынное место; однако когда пройдут дожди, оно преображается в прекрасный край диких цветов и других растений. Клайд М. Вудс предлагает параллель: «Мир людей без Бога — это безжизненная пустыня, но, подобно тому как весенние дожди одевают эту пустыню яркими цветами, приход Господа несёт радость и надежду миру людей».
«Великолепно будет цвести», — говорит Исаия (ст. 2). Пустыня сравнивается со «славой Ливана» и «великолепием Кармила и Сарона», областей, известных своим плодородием. «Торжество» и «ликование» будет естественным ответом на дела Божьей благодати.
Пророк продолжает: «Они увидят славу Господа, величие Бога нашего». Эта картина символизирует великие перемены, произведённые Божьей благодатью, ниспосланной стране и народу.
Люди с «ослабевшими руками» и «коленями дрожащими» и «робкие душой» (ст. 3, 4) нуждались в поддержке. Весть этим людям была: «Будьте тверды, не бойтесь». В своё время Бог принесёт отмщение, воздаяние и спасение. «Он придёт»; «Он спасёт вас»: это убедительные заверения, встречающиеся повсюду в Библии. Всё же люди тревожатся и часто восклицают: «Когда же?» Пётр утверждал, что «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые считают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).
«Тогда откроются глаза слепых и уши глухих откроются. Тогда хромой вскочит как олень и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша» (35:5-7).
Слово «тогда» (означая «в то время»; ст. 5) указывает на «мессианское время спасения, когда появятся благословения, о которых пойдёт речь» (Янг). Когда Иоанн отправил учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф . 11:3), Господь ответил словами из Ис. 35:5. Это ясное указание на то, что описанная слава относится не к материальному миру, а к духовным благословениям, обретаемым во Христе.
Будет приготовлен путь (35:8–10)
«И будет там большая дорога, и путь по ней назовётся путём святым: нечистый не будет ходить по нему, но он будет для них одних; идущие этим путём, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдёт на него — его не найдётся там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием. И радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (35:8-10).
Далее Исаия упоминает «путь» (ст. 8). Он говорит: «И будет там большая дорога, и путь по ней назовётся путём святым». В Прит. 15:19 «путём» названа «стезя праведных». Согласно образам, нарисованным Исаией, не только пустыня будет цвести, но через непроторённую дикую местность также пройдёт старательно проложенная дорога под названием «путь святой». Господь удалит все преграды, препятствующие святости. Исаия часто использовал образ пути при описании беспрепятственного доступа к Богу для праведных (см. Ис. 11:16; 19:23; 40:3).
«Нечистый не будет ходить по нему». Слово «нечистый» (таме) подразумевает моральную и религиозную нечистоту. (См. Ис. 6:5.) В Современном Переводе эти люди названы нечестивыми. Весь стих 8 в Современном Переводе звучит следующим образом: «Нечестивым людям и глупцам не будет позволено ходить по той дороге. Одни только праведные люди будут ходить по ней». «Глупцы» (эвил) — это нравственно испорченные люди, которые избирают греховность вместо праведности и презирают мудрость и послушание. (См. Ис. 19:11; Прит. 1:7; 7:22; 14:9; 16:22; 20:3).
«Искупленные» и «избавленные» (ст. 9, 10) — это синонимы, обозначающие посланное Господом народу избавление от опасности. Слово «искупленные» (геулим) употребляется здесь как существительное впервые в пророчестве Исаии, хотя оно часто появляется в последующих главах. Форма причастия гаал обозначала ближайшего родственника, который был обязан вступиться за своего родственника в тяжёлые или опасные времена (Лев. 25:25; Чис. 5:8). Господь изображён как единственный, кто может взять на себя эту обязанность.
«Избавленные Господом» (федуйей Яхве) — это те, за которых Господь заплатил выкуп. Это вызовет «радостное восклицание», «радость вечную» и «веселье».
«ВСЕОХВАТНОСТЬ» СУДА
Глава 34 посвящена Божьему суду. Бог объявил, что народы будут держать ответ перед Ним. Ветхозаветная концепция суда обычно заключается в возвещении гибели народов, тогда как Новый Завет рисует грядущий день вечного суда. Однако сам принцип суда неизменен и неоспорим. Думаем ли мы о народе в ветхозаветные времена или об индивидуальной ответственности Нового Завета, мы прежде всего должны иметь в виду подотчётность человека Богу и то, как эта подотчётность будет во всей полноте реализована в последнем суде Божьем. Ни один человек и ни один народ не избегнет от этого дня расплаты.
Суд над народами — в особенности суд над Эдомом — напоминает нам о неизменности Божьего суда над всеми людьми. Поэтому давайте рассмотрим этот суд над человеком с точки зрения его всеохватывающего характера.
Во-первых, эта «всеохватность» касается людей и народов. Глава 34 начинается с сообщения о всестороннем характере Божьего суда. Все народы в ответе перед Богом. Исаия сказал: «Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! Да слышит земля и всё, что наполняет её, вселенная и всё, рождающееся в ней! Ибо гнев Господа — на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание» (ст. 1, 2). Это пророчество, хотя оно дано в настоящем времени, объявляло, что Бог положит конец тем народам, которые противились Ему и не повиновались Его воле. В Новом Завете Иисус изобразил вечный суд охватывающим все народы. Он сказал: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31–33). Никто не будет от этого освобождён.
Во-вторых, «всеохватность» касается его полноты и доскональности. Учитываться будет каждый поступок человека. Ничто не будет пропущено. Исаия сказал, что гнев Господень распространяется на все народы и ярость Его на всё воинство их (ст. 2). Почему? Нетрудно догадаться: они восстали против Него. Их чаша беззакония была полна. Павел писал в Новом Завете: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Иоанн увидел, как море, смерть и ад отдали своих мёртвых. После этого он сказал: «И судим был каждый по делам своим» (Отк. 20:13).
В-третьих, «всеохватность» видна в его окончательном характере. В этой главе, написанной поэтическим, апокалиптическим языком, приведённое описание — яркое и ужасное. Исаия сказал: «И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. И истлеет всё небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и всё воинство их падёт, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы» (ст. 3, 4). Об Эдоме сказано: «И завладеют ею пеликан и ёж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней верёвку разорения и отвес уничтожения» (ст. 11).
В Новом Завете Иисус сказал о представших перед Божьим судом: «И пойдут эти в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Бог — с Его принципами суда — положил конец некоторым народам Ветхого Завета, но в Новом Завете Иисус сказал, что все народы предстанут пред Божьим престолом. В Евр. 9:27 сказано: «И как людям положено однажды умереть, а потом суд». Этот окончательный суд определит вечную участь, которую нельзя будет изменить.
Эта глава действует отрезвляюще и требует глубокого размышления. Она напоминает нам, что Бог — судья. Он справедлив, и Он не позволит, чтобы Его Слово попирали и им пренебрегали.
КОГДА БОГ С НАМИ
Исаия обрисовал счастливое, удивительное время. Земля оживёт и расцветёт, и будет видна слава Господа. О каком времени он говорил? Возможно, что эта картина является метафорическим пророчеством о возвращении пленников в Иерусалим. Кроме того, она могла быть связана с наступлением эры христианства. Это даже могло быть двойным пророчеством, делавшим акцент на обеих реальностях — на той, что была бы значима для живших в дни Исаии, и на другой, для отдалённого времени, для нас.
Хотя может быть трудно в точности определить, о чём ведётся речь, мы можем быть уверены в следующем факте: этот отрывок рисует славу и красоту земли и народа, с которым пребывает Бог. Где Бог решил пребывать, там также будут присутствовать удивительные особенности, описанные Исаией.
Где пребывает Бог, там будет красота. Исаия сказал: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать… они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (ст. 1, 2). Ни одна земля не бывает благословлена таким чудесным образом, как земля, где пребывает Бог.
Где пребывает Бог, там будет спасение и поддержка. Исаия сказал: «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душой: “Будьте тверды, не бойтесь: вот Бог ваш. Придёт отмщение, воздаяние Божие — Он придёт и спасёт вас”» (ст. 3, 4). Бог всемогущ; Он может спасти и спасёт всякого, кто придёт к Нему в вере и послушании. Где Бог, там всякий — независимо от своих обстоятельств — может укрепиться и воодушевиться.
Где есть Бог, там наихудшая ситуация превращается в радостные, прекрасные обстоятельства. «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих откроются. Тогда хромой вскочит как олень и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки» (ст. 5, 6). Бог даёт отчаявшимся несомненную и запредельную надежду. Хромые вскакивают, глухие слышат и немые говорят. Иисус передал весть Иоанну: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11:5). Когда Иисус ходил по земле, люди изменялись физически и преображались духовно; Он исцелял из сострадания и для подтверждения Своей божественности. Сегодня Он приносит духовное преображение, благодаря которому увечные имеют жизнь с избытком, хотя они не получают телесного исцеления. Присутствие Христа превращает постель больного в радостную жизнь, инвалидную коляску в диван счастья, а могилу в переход к славе.
Где есть Бог, там есть защита и мир. Исаия сказал: «Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него — его не найдётся там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (ст. 9, 10). Когда мы живём в Боге, нас окружает Его всемогущая сила. Никто не может причинить нам вреда, обидеть или испугать нас.
Хотя в этом отрывке речь вполне может вестись об изумительных благословениях Божьих для пленников, которые возвратятся в Иерусалим и восстановят город, он может напоминать нам обо всём, что дарует Бог, когда приходит, чтобы пребывать со Своим народом. Павел объявил, что церковь — это Божье здание и те, кто входит в него, участвуют в сотворении жилища Бога. Он сказал: «На котором всё здание, составляемое стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы созидаетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:21, 22). Если вы находитесь там, где пребывает Бог, вы действительно благословлены.