Спорим, что мало кто знает их все? Напишите в комментах, есть ли такие же динозавры типа меня, которые знают (и еще больше).
Предисловие
В конце 80-х-начале 90-х в моём городе были распространены всяческие салоны (например, видеосалоны), но особый интерес для меня, мелкого гражданина, вызывали салоны видеоигр. В те годы в какой-то момент возникло несколько оных, оборудованных нет, не денди, школота компами под названием Atari. Тогда я ещё не знал, что Атари бывают разные, но сейчас я точно знаю, что это были Atari 65XE.
Сказать, что они были популярны - это не сказать ничего, потому как они были мегапопулярны. Зал выглядел как коридор шириной метра 3, где с одной стены стояло порядка 10 столов с ЭЛТ-телевизорами (винтажные, ламповые, тёплые.. даже наверное слишком тёплые), перед которыми стояли те самые Атари, с подключенными джойстиками, на некоторых из которых вместо ручки красовалась пробка от Советского "шампанского" (вероятно потому как оригинальные ломали достаточно быстро).
За столами тех компов сидели люди, которые играли, - патриции, а у другой стены стояли плебеи, которые созерцали происходящее, но не могли дотянуться, потому как решетка разделяла эти 2 мира. Эпизодически из стана плебеев раздавался умоляющий шёпот - "пацан, дай уроверь сыграть?". И на волю патриция отдавалось дальнейший ход игры.
Играли поминутно, поэтому эпизодически гроссмейстер этого тайного ордена Атарьеров буквально оттаскивал очередного павшего патриция в стан плеебеев, дабы возвысить кого-то другого из них.
Надеюсь, я в достаточной мере обозначил антураж и ламповость той атмосферы, поэтому перейду непосредственно к играм. Порядок оных будет без какой-то системности, просто как пришло в голову.
1. Montezuma's Revenge
Гражданин в шапке, которого все называли Индиана Джонс или Монти, скачет по катакомбам в поисках ящиков с сокровищами. Саму игру в целом тоже называли просто Монти. В салонах водились гуру, которые её проходили с пол-пинка за несколько минут, и созерцание полёта Монти через кучи ящиков (это был финальный "мульт") до сих пор отпечатано в моём мозге, как и мелодия, когда берёшь какой-либо ценный предмет - ящик, ключ, молот или факел. Лишь позднее, гораааздо позднее, я узнал, кто такой Montezuma, и что этого товарища в шапке зовут Panama Joe.
2. Super Cobra
Вертолёт марки Bell AH-1 Cobra летит сквозь узкие пещеры разного цвета (иногда вылетая на открытую местность, видимо с целью вдохнуть свежего воздуха и унять чувство клаустрофобии), стреляет, кидает бомбы и заправляется методом уничтожения цистерн с горючим. Что может быть притягательнее?
Играли в эту игру мы с приятелем вдвоём, кто-то рулил, кто-то стрелял. Прямо штурман и пилот, только штурман стрелял. Почему так? Потому как игра была адски сложная для наших юных умов, и одновременно делать всё не получалось. А до конца дойти - что вы? У нас столько денег не было.
3. Fred
Гражданин по имени Фред, скачет по висящим в воздухе каменным блокам в своём уютном каменном веке, и с помощью технологий 20-го века уничтожает насекомоподобную живность. Технология была в виде баллончика с неким газом.
При прыжке гражданин открывал рот, как будто пытаясь что-то сказать, либо он, как грамотный атлет, делал вдох, дабы не вызвать спазм диафрагмы?
Также, в качестве оружия массового поражения Фреду были доступны камни, бомбы и скорее всего ещё что-то, но пройти его далеко не удавалось - денег было мало, а Фред не отличался скоростью движения, и желанием жить долго.
4. Draconus
Игра про зелёного персонажа, который должен победить дракона. Чтобы осуществить это, необходимо было собрать некоторое количество артефактов, которые были разбросаны по лабиринту.
Я лично видел, как некоторые гуру от игры проходили её до конца, но сам я был совсем падаваном, и умел только "падавать" признаки игры. Но часто смотреть, как играет мастер - это почти как играть самому.
5. Henry's House
Невероятно цветастая игра, в которой необходимо провести Генри через все комнаты его дома, дабы (спойлер) вернуть ему его обычный размер. Про то, что Генри уменьшился, я узнал гораздо позже, а тогда мне было достаточно головной боли от попыток осознать, что же нужно делать в этой игре. Вроде как собирать предметы, а вроде как искать ключ. Позже озарение пришло, но до конца я эту игру прошёл тогда, когда разбогател приобрёл собственный комп, где можно было запустить эту игру.
6. Star Raiders II
Кроме как "Звёздные войны", эту игру не называли никак, хотя общего с одноименным фильмом было мало. Но так как в те годы совсем недавно завершилась трилогия "Звёздных войн", то всё, что имело хоть какие-то лазеры и космические корабли - попадало в оный стан.
Зачин игры был неясен для игрока, который впервые запускал её. Вот он в космосе, где его пытаются разделать на консервные банки злые пришельцы в виде полосок красного цвета. Отстреляв их, игрок пребывал в замешательстве что делать дальше, пока "галерка" не подсказывала, что в игре есть режим наземной бомбардировки и вызов карты "Галактики", хотя по факту показывалась какая-то солнечная система.
Уже не единожды упомянутые гуру проходили игру до конца, совершая полёт в солнечную систему злых пришельцев, и устраивали там геноцид путём ковровых бомбардировок городов.
Начинающие игроки, зная о таком способе геноцида, врубали его в начале игры и злобно хихикая, бомбили свои же города. Не зная об этом, конечно же, но через какое-то количество окончаний игры с указанием причины в виде потери всех городов, озарение посещало неокрепшие умы. И я был одним из таких игроков.
7. Boulder Dash
Игра про приключения гражданина по имени Rockford. Хорошо, что не Рокфеллер.. Хотя.. Можно было бы организовать, как историю того, как он смог так разбогатеть.
В те времена никто не знал настоящего имени протагониста, и его все называли БолдерДаш.
Суть игры была в собирании алмазов (привет, Рокфеллер!), уворачивании от камней, бомб, сияющих бабочек и прочих обычных обитателей подземельев. Или там не живут бабочки?! Меня что, и здесь игра обманула?....
Игра мне особо запомнилась переливами алмазов и интересной вступительной музыкой, которая сначала казалась псевдослучайной последовательностью нот, однако потом из неё формировалась мелодия.
8. Ninja
В те времена темы ниндзя, кунфу и прочих карате были на невероятном подъёме, и игра с простым как катана названием Ninja должна была сыскать успех.
Игра про ... сюрприз! ниндзю, который должен был пройти через залы, наполненные противниками, дабы достичь некоей цели. О которой я не знал, потому как.. ну вы знаете, деньги. И ещё я не видел гуру, который бы её прошёл до конца, при мне, во всяком случае.
Гуру, однако, подсказали мне, что в игре можно прыгать сквозь стены. До сих пор не знаю, был ли это баг или фича, но факт был фактом.
Да, ниндзя должен был спасти Принцессу из Замка. И нет, его звали не Марио. Нет, Принцессу звали не Персик.
9. Zybex
Один (если псих-одиночка), а чаще вдвоём (потому как была такая возможность, и потому как игра в одного была просто адски сложная) летели товарищи через неприветливый космос, отстреливая всякие вражеские артефакты, и собирая оружие.
Помимо упомянутого факта возможности игры вдвоём, что было крайне круто для тех времён, в игре было несколько видов оружия, разнообразные уровни, и вообще!!!.... никто не проходил её до конца, потому как она была очень длинная. Это потом я узнал, что в ней 16 уровней, и самые крутые гуру одолевали не больше 5ти.
10. Bruce Lee
Как я упоминал ранее, в те годы были популярны кунфу и бог фильмов сего жанра, мастер ушу - Брюс Ли! Ему подражали, его боготворили, про него сделали игру!
Брюс Ли ходит и прыгает по лабиринтам в китайской стилистике, собирает фонарики, и ждёт момента пока быки начнут открывать рты, после чего можно перейти на следующий уровень.
Брюсу противостоит ниндзя и жирдяй. Я уже не помню, проходил ли кто-то при мне эту игру, но сейчас я знаю, что ему надо победить злого волшебника.
И напоследок бонус, который я не мог оставить за кормой.
11. River Raid
Речной налёт!! В смысле когда самолёт нападает, а не когда от реки налёт на предметах.
Самолёт летит, уничтожает разную военную технику, заправляется методом пролёта над колонками с надписью Fuel. Эй, Cobra, вот так надо заправляться!
Крайне медитативная игра без излишеств, и крайне сложная.
На сим всё, это была первая часть, частей будет много, пишите в комментариях, какую бы платформу вы хотели увидеть. Только не Денди, пожалуйста, это уже не олдскул для меня.
PS. Да, в анимациях игр я использовал gif, по мере возможности. А не эти ваши всякие ютубы новомодные. Потому как труъ и вообще форева.