Когда вы берете на работу хотя бы одного сотрудника – вы уже команда, и работать нужно над ее сплочением: ценностями, целеполаганием, распределением ролей и обязанностей, ответственностью за выполнение и критериями результатов . Нужно знать, каковы будут перспективы роста, безопасности и привлекательности фирмы.
Но очень часто организаторы не придают этому значения, следуя ошибочным убеждениям.
1. Неясные цели
Часто партнеры убеждены, что все все знают и понимают цели, которые нужно достичь, и не обсуждают это. Более того. Они думают, что бизнес может существовать, несмотря на различие ценностей и целей партнеров, «ничего личного».
Например, у одного соучредителя цель – построить бизнес, у другого – просто срубить денег. В результате первый любые средства направляет на развитие, второй – себе в карман.
Нетрудно угадать, что эта конфликтная позиция проявится и должна быть решена путем договоренностей: какую долю прибыли можно взять и на какие нужды, чтобы согласовать интересы всех партнеров.
2. Непонятные роли и действия
«Вы как-нибудь втягивайтесь, там определимся, кто и что будет делать» — такая позиция характерна для участников малого проекта или на стадии создания предприятия. Но если планируется бизнес надолго, нужна структура с описанием должностей.
При этом каждому вновь прибывшему сотруднику от директора до уборщика должно быть понятно, в чем заключается его работа, как она будет оцениваться, какими ресурсами, связями и средствами располагает сотрудник на данном месте. И все это должно быть, как минимум, прописано в его должностной инструкции.
Не является исключением и деятельность руководителей-партнеров: им нужно разграничить сферы влияния.
Непонятная роль — «ты тут поработай пока, а потом разберемся» — должна прибывшего насторожить. Скорее всего, здесь ждут человека, который будет работать за всех. И бесплатно. С точки зрения партнерства это не интересно.
3. Несоответствие между обязанностями и ресурсами для их выполнения
Вот инструкция красиво оформлена и положена в папочку. Но как ее выполнять на деле?
«Закупка. Нам привезут товар, или самим ехать? Если самим — нужен автомобиль. Где его берем? Просить нашего водителя или вызывать такси? Понимаю, что на фирме денег на доставку пока не предусмотрено. За чей счет организуем доставку?»
Описания должности и требований не достаточно — нужно обеспечить сотрудника всеми необходимыми ресурсами. Пример про доставку товара очень простой, но объем возникших задач может оказаться невыполнимым.
Иногда обязанности отданы всем, а права принятия решений имеет только один управленец. Такая позиция не только мешает деятельности других партнеров, но и несет риски для фирмы.
4. Отсутствие перспектив развития
Иногда управленец неосознанно ищет другого партнера на рутинную работу. Эта работа одна и та же, будет длиться много лет. Но в наш век технологии стремительно развиваются, и это нужно учитывать.
Например, есть много заводов, выпускающих качественную продукцию. Но работники ничему не обучались с момента основания. Руководители не задумывались о том, что может потребоваться через несколько лет, поэтому их сейчас опережают конкуренты с дешевым, хотя и некачественным ширпотребом.
Сама же перспектива — делать всю жизнь одну и ту же операцию, ничему не учиться, никуда не расти — неинтересна. Нужно сразу понимать вехи развития предприятия.
5. Когда люди – «винтики»
Самое неприятное заблуждение многих руководителей, что люди — это расходный материал. Уволился один — придет другой. Но если на фирме не выстроена система поддержки сотрудников, не налажен деловой климат, если люди бегут с предприятия, значит, оно скоро «потонет».
Предприятие «гниет с головы», но и растет оно с той же «головы». Руководитель, его человеческие и деловые ценности являются основой, тем кораблем, который держит всю систему на плаву жизненного океана. Именно этот корабль с его надежностью и красотой, привлекает и сотрудников, и клиентов, и деловых партнеров.
Хочется пожелать хорошему кораблю счастливого плавания.
Статьи о самые популярных качествах руководителя: лидере, организаторе и оптимизаторе – как найти общий язык?