Наверно, всем знатокам татарской культуры и истории знакомо имя Сахипджамал Гиззатуллиной-Волжской. Именно её называют первой татарской актрисой. Сахипджамал ханым играла в труппе "Сайяр", стояла у истоков татарского театра.
Более того, у нее были и способности к режиссуре, поэтому Гиззатуллина-Волжская создала свою труппу под названием "Нур". Нынешний татарский театр "Нур" в Уфе считает себя правопреемником той самой труппы "Нур". Впрочем, камаловцы (Театр Камала в Казани) ведут свою историю от "Сайяра".
О том, как сложно было выйти татарской (мусульманской) женщине на сцену в начале ХХ века, наверно, не стоит даже объяснять. В ту пору не то, что играть на сцене, появление даже в качестве зрительницы на театральном представлении некоторыми очень даже осуждалось. А тут такой революционный поступок.
К тому же Сахипджамал Гиззатуллина-Волжская работала не в стационарном театре, живя в родной Казани, а постоянно гастролировала с труппой по России. Одна? В мужском коллективе? Незамужняя? Без брата или отца?
Почему-то многие упускают все эти сложности, выставляя на первый план лишь смелость молодой актрисы, которая разрушила стереотипы и открыла путь на сцену другим татарским артисткам. И не только татарским, ведь её пример вдохновлял и других мусульманок.
Но в 1907 году на гастроли вместе с труппой "Сайяр" совсем молодая Сахипджамал Гиззатуллина (получившая позднее псевдоним Волжская) отправилась не одна, с ней была её подружка-соседка по имени Фатима. Сахипджамал рано осталось без матери и отца, а соседняя сердобольная семья Шаймардановых стала опекать её. Так две девочки из Ново-Татарской слободы и росли вместе.
А потом вместе уехали на гастроли с труппой "Сайяр". Конечно, ими двигало и любопытство, и желание увидеть мир. Да и перспективы заработка в Казани у них были небольшими: разве что шить каляпуши и калфаки дома как мать Фатимы и сдавать их перекупщикам на Сенном базаре. О замужестве, совсем еще молодые девчонки, тогда не думали.
Авантюра с театром оказалась по силам только Сахипджамал, а Фатима через несколько месяцев поняла, что гастрольная, полуголодная жизнь - это совсем не для неё. В первое время татарские актёры месяцами ждали разрешения на очередную постановку, а кассовый сбор оказывался настолько мизерным, что хватало лишь на самые необходимые расходы (аренда зала, оплата афиш и билетов, съемного жилья, если повезет, оставалось и на еду...). Несмотря на уговоры подружки, вскоре Фатима покинула труппу "Сайяр". Вернулась в Казань. Возможно, вышла замуж и забыла о своей актерской жизни.
Но в справочнике об актерах камаловского театра (сост. И.И Илялова) все же можно найти и её имя. Фатима Шаймарданова - актриса труппы "Сайяр" в 1907 году. Тоже первая.
Кстати, после её ухода Сахипжамал опять уговорила присоединиться к труппе своих подруг из Казани. Так в труппе "Сайяр" появились актрисы Фахрениса Самитова и Зулейха Богданова. Потом они играли в труппе "Нур", организованной той же С.Гиззатуллиной-Волжской. И в советские годы они служили актрисами. Но это уже совсем другая история.
Читайте также:
Другая Зулейха: почему она поразила и татар, и русских в 1917 году?