Фильм снят по одноименному роману Бориса Акунина, второму из серии об Эрасте Фандорине, титулярном советнике, который, по сути, является секретным агентом. Действие происходит во время российско-турецкой войны при осаде болгарского города Плевна. Фандорин оказывается втянутым в очередную интригу, которую ему предстоит распутать и разоблачить таинственного Анвара-эфенди, являющегося ключевой фигурой в командовании турецкими войсками и заодно вычислить турецкого агента в русских войсках, сливающего информацию врагу.
Картина существует в двух версиях: первая версия - 4-хсерийный мини-сериал, именно таким он и задумывался. Однако впоследствии что-то пошло не так, и хронометраж ужали фактически в два раза, превратив картину в обычный полнометражный фильм, в коем виде он и шел в кинотеатрах. Тем не менее сейчас обе версии доступны в интернете.
В сюжете переплетаются несколько линий: шпионская, детективная и лирическая. Надо отдать должное первоисточнику: Акунин писать умеет, чего уж там (если кто не знает - настоящее имя писателя Григорий Шалвович Чхартишвили). Неспроста он считается одним из самых успешных российских авторов.
Сценарий фильма был несколько доработан в соавторстве с Акуниным узбекско-российским режиссером фильма Джаником Файзиевым. Правда, стоит сказать, что из-за того, что полнометражная версия была подвергнута сильному сокращению, в ней имеются некоторые логические несостыковки и явный обрыв некоторых эпизодов. Но даже это не мешает восприятию картины как увлекательного захватывающего произведения.
В фильме снялась целая плеяда отличных российских актеров: Егор Бероев в роли Эраста Фандорина, Дмитрий Певцов, Владимир Ильин, Леонид Куравлев, Андрей Краско, Александр Балуев, Алексей Гуськов, Александр Олешко, Гоша Куценко и другие. Кроме российских актеров в съемках участвовали польский актер Даниэль Ольбрыхский и французский актер Дидье Бьенэме.
Помню, что когда мы смотрели его первый раз еще на видеокассетах, то просто не могли оторваться от экрана: неужели наши наконец-то подтянулись до голливудских стандартов? После очень долгого провала в российском кинематографе было снято интересное кино и с нормальными цифровыми спецэффектами, которые даже сейчас смотрятся качественными. Ну и добавьте к этом великолепные пейзажи, отличные костюмы, прекрасное музыкальное сопровождение.
Не обошлось, конечно, без неточностей, например, в написании некоторых слов в заметках Фандорина и на картах имеются ошибки с употреблением буквы "Я" и знака "Ѣ". Упоминаемый казаками город Мурманск был основан только спустя 40 лет и назывался он Романов-на-Мурмане (Мурман это старинное название Кольского полуострова). На карте название Плевны написано как "Plevna", а не "Pleven", ну и еще с десяток по мелочи. Но это если фиксироваться, а фиксироваться не получается - уж очень интересный фильм. И если вы его не смотрели, то рекомендую восполнить этот пробел. У нас тоже есть хорошие фильмы, хоть и в небольшом количестве. "Турецкий гамбит" даже заметили за рубежом и назвали лучшим фильмом посткоммунистической России.