Найти тему
__your__way__

Беларусь. Заосье. Адам Мицкевич и литвины.

«Кто едет на возу, у русских говорится,

Случается тому под возом очутиться.»

Адам Мицкевич. «Пан Тадеуш». 1832 г.

https://www.instagram.com/banifacyj/
https://www.instagram.com/banifacyj/

Адам Бернард Мицкевич (польский Adam Bernard Mickiewicz, белорусский Адам Бернард Міцкевіч) родился в ночь Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1798 года, на хуторе Заосье Новогрудского уезда Виленской губернии Российской империи.

Адам Мицкевич. Валентин Ванькович. 1827-1828
Адам Мицкевич. Валентин Ванькович. 1827-1828

Родители Адама — Николай (адвокат) и Барбара (урожденная шляхетского рода Маевских, известного с 1650 года) Мицкевичи.

Первое документальное упоминание о Заосье относится к 1775 году: шляхтич Йозеф Мицкевич (родной брат деда Адама) подал иск в новогрудский суд на шляхтича Яновича, владельца фольварка, о взыскании займа в сумме 700 злотых. Поскольку Янович не смог выплатить долг, собственность конфисковали и передали Мицкевичам. Через 20 лет хутор унаследовал отец поэта.

-3

Родился ли Мицкевич в Заосье неизвестно. Библиографы выражают осторожное мнение: «возможно, но маловероятно».

Дело в том, что Адам был крещен в Фарном костеле Новогрудка 12 февраля. Вряд ли ответственная мать Барбара рискнула бы везти младенца за 50 верст в морозную снежную зиму.

Есть версия, что ребенок появился на свет в придорожной корчме «Выгода» на въезде в деревню Валевка недалеко от озера Свитязь.

https://www.instagram.com/banifacyj/
https://www.instagram.com/banifacyj/

Все это совершенно не важно. Поскольку по Указу Президента РБ «О праздновании 200-летия со дня рождения поэта Адама Мицкевича» принято решение восстановить Заосье, назначить его родиной поэта и открыть филиал Государственного музея истории белорусской литературы.

-5

Судьба шляхетского двора не отличалась от историй большинства подобных имений Беларуси. Конфискация в казну Российской Империи; в 1916 году — пожар. Польские военные (1926 год) установили на этом месте обелиск, простоявший до 90-х годов XX века.

Так как на момент начала реставрации от фольварка не осталось ничего, кроме фундаментов, за основу взяли рисунки Эдуарда Павловича и Наполеона Орды.

Усадьба Заосье в середине XIX века. Наполеон Орда
Усадьба Заосье в середине XIX века. Наполеон Орда

8 сентября 1998 года Музей-усадьба Мицкевичей «Заосье» принял первых посетителей.

В любом случае, Беларусь получила атмосферный симпатичный экскурсионный объект. Место, действительно, очень красивое.

К тому же, точно известно, что Адам в детстве и юности проводил на хуторе лето.

-7

Сюда он приезжал будучи студентом, позже — учителем в Ковно (Каунасе) к своей возлюбленной Марии (Марыле) Верещак.

«Нигде на земле нет более веселой жизни. Столько там радости, прелести, человеческого бесконечного счастья... такой жизни щедро познал я между 1815 и 1820 годами, особенно в доме Верещаков...» из воспоминаний поэта.

Дочь богатого помещика Марыля проживала в имении Тугановичи (14 км от Заосья). Вряд ли обратила бы внимание на Адама, не будь он поэтом, а она —романтический барышней.

Парк в Тугановичах. «Беседка Марыли»   
Парк в Тугановичах. «Беседка Марыли»   

После летнего сезона 1820 года образ любимой исчезает из писем Мицкевича. Воспитанная на идиллиях панночка вовсе не собиралась отказываться от брака с богатым образованным помещиком Путткамером.

«Я искал своей возлюбленной, — божественной возлюбленной, какой еще не бывало в подлунном мире, какую создало только дуновение страсти на волнующей пене воображения». А. Мицкевич. «Дзяды» (1820-1821 гг).

https://www.instagram.com/banifacyj/
https://www.instagram.com/banifacyj/

По воспоминаниям о Заосье, уже в Париже (1832-1834 годы) поэт создает одно из главных своих произведений — «Пан Тадеуш, или последний наезд на Литве. Шляхетская история 1811—1812 годов в двенадцати книгах, писанная стихами».

-10

Действие поэмы разворачивается на протяжении 5 дней в 1811 году и 1 дня в 1812 году на берегах Немана, на Литве (в бывшем Великом княжестве Литовском) перед нашествием Наполеона. Тадеуш и Зося, представители соперничающих шляхетских фамилий.

-11

По сюжету любовная идиллия переносится на эпическую картину быта, войны, патриотизма. С нотками ностальгии и юмором прописаны исторически обреченные, нежизнеспособные шляхетские нравы. Поэма получила огромную популярность, особенно среди эмигрантов.

Иллюстрировал книгу Михал Эльвиро Андриолли. «Пан Тадеуш» экранизирован польским режиссёром Анджеем Вайдой в 1999 году.

Иллюстрация к «Пану Тадеушу» (кн. 6) М. Э. Андриолли. 1881 г
Иллюстрация к «Пану Тадеушу» (кн. 6) М. Э. Андриолли. 1881 г

Заосье — то самое место, где можно увидеть типичный шляхетский двор и быт второй половины XVIII в.

-13

Далее я расскажу очень личную история, которая ну никак не могла произойти с нами в Беларуси образца 2014 года. Но в жизни все может случиться в первый раз.

Когда приезжаешь к друзьям ты не турист, не путешественник, не гость.

https://www.instagram.com/banifacyj/
https://www.instagram.com/banifacyj/

Когда приезжаешь к друзьям в Беларусь все весело и радостно. Можно вместе пойти на рынок, потом готовить еду: картошку с подзеленками, драники, сложно сочиненный бигос… Накрывать большой стол. Есть долго, с приятными беседами… Так исторический туризм переходит в гастрономический.

Иногда на краю сознания возникает протест: 1. «Хватит жрать!»; 2. «Нужно что-то посмотреть».

-15

Так, собрав волю в кулак, в 2014 году мы решили отправиться в Заосье.

-16

Приезжаем в фольварк, выходит на встречу весьма приятный мужчина, как выяснилось — директор музея.

Диалог (почти дословно):

- Здравствуйте! Откуда пожаловали?

- Из Санкт-Петербурга (с гордостью; это привычка, сообщать, что мы из Санкт-Петербурга с гордостью)

- Разве есть дело москалям до нашего поэта? Вы вообще знаете, кто такой Адам Мицкевич?

Тут просто черт потянул меня за язык!

- Конечно, знаем! — воскликнула я, желая блеснуть эрудицией, — это же великий польско-белорусский поэт.

Далее, фигурально выражаясь, в нас полетели тапки…

Пан перешел на чистый белорусский и сообщил, что я — коза, не знаю прописных истин: Мицкевич не польский, не белорусский, не литовский поэт. Он литвин!

-17

Самое обидное, что я прекрасно знала — да! Адам Мицкевич всегда отождествлял себя с литвинами. Более того, в отличии от большинства «москалей» могла бы выдать по памяти чуть-чуть из «Гражины» или «Дзядов», или знаменитое про Питер:

«У зодчих поговорка есть одна

Рим создан человеческой рукою,

Венеция богами создана

Но каждый согласился бы со мною,

Что Петербург построил сатана.»

Пушкин и Мицкевич. А.А. Герасимов 1956 г
Пушкин и Мицкевич. А.А. Герасимов 1956 г

Следующие 1.5 часа мы слушали лекцию (экскурсию?) на белорусском.

​​​​​​​Это была, мягко говоря, альтернативная версия истории отношений русского и белорусского народов. Мы узнали: кто виноват в обнищании и гибели гордой (спесивой) шляхты / угадайте с трех раз!/; как тяжело жили и боролись литвины, пытаясь сохранить достоинство и культуру; какими кровожадными были все без исключения русские цари; какова роль Брусилова во всех белорусских бедах; сколько ценного имущества похитили и присвоили завоеватели с востока; как мерзко ведет себя современная Россия (наш визит к несчастью совпал с украинским Майданом); и т.д. и т.п.

-19

Завершилось все и вовсе феерично. Нам была предъявлена конституция Речи Посполитой 1791 года, принятая «когда на Руси еще подтирались лопухом» и «вось яна шляхтская шашка, якая зрубам не адну маскальскім галаву». Шашка сделала вжик-вжик перед нашими носами. Я чуть — чуть испугалась и начала отползать к двери.

-20

Позже, анализируя случившееся, все пыталась ответить на вопрос: почему мы не ушли сразу?

Честно говоря, когда поняла, что перед нами махровый белорусский националист—интеллигент на государственной должности, обалдела просто. Нет, конечно я о них слышала, но никогда не видела! Я же проехала всю Беларусь — от края до края, по периметру, по диагонали.

И вдруг, как в рекламе M&M's с дедушкой Морозом: «Он настоящий?!» — «Они настоящие?!».

https://www.instagram.com/banifacyj/
https://www.instagram.com/banifacyj/

Позже (в 2017 году) узнала, что Анатолия Евменькова все же сместили с поста. Белорусскую культурную общественность сильно возмутил сей факт. Дело было громкое и скандальное. Широко освещалось в прессе.

Из интервью Директора Государственного музея истории белорусской литературы Дмитрия Яцкевича: «Некоторые отклонения от темы и пояснения в рассказах Евменькова попросту выходят за пределы всех существующих норм, правил и исторической правды. Для нас очень важно, чтобы экскурсии в наших учреждениях проводились на должном уровне и соответствовали действительности. К сожалению, этого не было, что неоднократно засвидетельствовано коллегами-музейщиками не только из нашего музея, сотрудниками библиотек, которые были прямо-таки шокированы подачей того или иного материала.»

Нет! Я не стучала в Бел КГБ на господина Евменькова!

https://www.instagram.com/banifacyj/
https://www.instagram.com/banifacyj/

Зато, когда слышу: «Мы один народ», «Белорусы прекрасно относятся к русским» и прочие «Ура! Патриотические сентенции», знаю - это не так или не совсем так.

Возможно, поэтому события происходящие в Беларуси сейчас не удивляют меня…

Попробуем разобраться (исключительно с точки зрения туризма), кто же они, загадочные литвины Мицкевича.

Благодарю Сергея Banifacyj Морозова http://www.banifacyj.com. за предоставленные фотографии.

Читайте также про Новогрудок - здесь и здесь.