«Кто едет на возу, у русских говорится,
Случается тому под возом очутиться.»
Адам Мицкевич. «Пан Тадеуш». 1832 г.
Адам Бернард Мицкевич (польский Adam Bernard Mickiewicz, белорусский Адам Бернард Міцкевіч) родился в ночь Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1798 года, на хуторе Заосье Новогрудского уезда Виленской губернии Российской империи.
Родители Адама — Николай (адвокат) и Барбара (урожденная шляхетского рода Маевских, известного с 1650 года) Мицкевичи.
Первое документальное упоминание о Заосье относится к 1775 году: шляхтич Йозеф Мицкевич (родной брат деда Адама) подал иск в новогрудский суд на шляхтича Яновича, владельца фольварка, о взыскании займа в сумме 700 злотых. Поскольку Янович не смог выплатить долг, собственность конфисковали и передали Мицкевичам. Через 20 лет хутор унаследовал отец поэта.
Родился ли Мицкевич в Заосье неизвестно. Библиографы выражают осторожное мнение: «возможно, но маловероятно».
Дело в том, что Адам был крещен в Фарном костеле Новогрудка 12 февраля. Вряд ли ответственная мать Барбара рискнула бы везти младенца за 50 верст в морозную снежную зиму.
Есть версия, что ребенок появился на свет в придорожной корчме «Выгода» на въезде в деревню Валевка недалеко от озера Свитязь.
Все это совершенно не важно. Поскольку по Указу Президента РБ «О праздновании 200-летия со дня рождения поэта Адама Мицкевича» принято решение восстановить Заосье, назначить его родиной поэта и открыть филиал Государственного музея истории белорусской литературы.
Судьба шляхетского двора не отличалась от историй большинства подобных имений Беларуси. Конфискация в казну Российской Империи; в 1916 году — пожар. Польские военные (1926 год) установили на этом месте обелиск, простоявший до 90-х годов XX века.
Так как на момент начала реставрации от фольварка не осталось ничего, кроме фундаментов, за основу взяли рисунки Эдуарда Павловича и Наполеона Орды.
8 сентября 1998 года Музей-усадьба Мицкевичей «Заосье» принял первых посетителей.
В любом случае, Беларусь получила атмосферный симпатичный экскурсионный объект. Место, действительно, очень красивое.
К тому же, точно известно, что Адам в детстве и юности проводил на хуторе лето.
Сюда он приезжал будучи студентом, позже — учителем в Ковно (Каунасе) к своей возлюбленной Марии (Марыле) Верещак.
«Нигде на земле нет более веселой жизни. Столько там радости, прелести, человеческого бесконечного счастья... такой жизни щедро познал я между 1815 и 1820 годами, особенно в доме Верещаков...» из воспоминаний поэта.
Дочь богатого помещика Марыля проживала в имении Тугановичи (14 км от Заосья). Вряд ли обратила бы внимание на Адама, не будь он поэтом, а она —романтический барышней.
После летнего сезона 1820 года образ любимой исчезает из писем Мицкевича. Воспитанная на идиллиях панночка вовсе не собиралась отказываться от брака с богатым образованным помещиком Путткамером.
«Я искал своей возлюбленной, — божественной возлюбленной, какой еще не бывало в подлунном мире, какую создало только дуновение страсти на волнующей пене воображения». А. Мицкевич. «Дзяды» (1820-1821 гг).
По воспоминаниям о Заосье, уже в Париже (1832-1834 годы) поэт создает одно из главных своих произведений — «Пан Тадеуш, или последний наезд на Литве. Шляхетская история 1811—1812 годов в двенадцати книгах, писанная стихами».
Действие поэмы разворачивается на протяжении 5 дней в 1811 году и 1 дня в 1812 году на берегах Немана, на Литве (в бывшем Великом княжестве Литовском) перед нашествием Наполеона. Тадеуш и Зося, представители соперничающих шляхетских фамилий.
По сюжету любовная идиллия переносится на эпическую картину быта, войны, патриотизма. С нотками ностальгии и юмором прописаны исторически обреченные, нежизнеспособные шляхетские нравы. Поэма получила огромную популярность, особенно среди эмигрантов.
Иллюстрировал книгу Михал Эльвиро Андриолли. «Пан Тадеуш» экранизирован польским режиссёром Анджеем Вайдой в 1999 году.
Заосье — то самое место, где можно увидеть типичный шляхетский двор и быт второй половины XVIII в.
Далее я расскажу очень личную история, которая ну никак не могла произойти с нами в Беларуси образца 2014 года. Но в жизни все может случиться в первый раз.
Когда приезжаешь к друзьям ты не турист, не путешественник, не гость.
Когда приезжаешь к друзьям в Беларусь все весело и радостно. Можно вместе пойти на рынок, потом готовить еду: картошку с подзеленками, драники, сложно сочиненный бигос… Накрывать большой стол. Есть долго, с приятными беседами… Так исторический туризм переходит в гастрономический.
Иногда на краю сознания возникает протест: 1. «Хватит жрать!»; 2. «Нужно что-то посмотреть».
Так, собрав волю в кулак, в 2014 году мы решили отправиться в Заосье.
Приезжаем в фольварк, выходит на встречу весьма приятный мужчина, как выяснилось — директор музея.
Диалог (почти дословно):
- Здравствуйте! Откуда пожаловали?
- Из Санкт-Петербурга (с гордостью; это привычка, сообщать, что мы из Санкт-Петербурга с гордостью)
- Разве есть дело москалям до нашего поэта? Вы вообще знаете, кто такой Адам Мицкевич?
Тут просто черт потянул меня за язык!
- Конечно, знаем! — воскликнула я, желая блеснуть эрудицией, — это же великий польско-белорусский поэт.
Далее, фигурально выражаясь, в нас полетели тапки…
Пан перешел на чистый белорусский и сообщил, что я — коза, не знаю прописных истин: Мицкевич не польский, не белорусский, не литовский поэт. Он литвин!
Самое обидное, что я прекрасно знала — да! Адам Мицкевич всегда отождествлял себя с литвинами. Более того, в отличии от большинства «москалей» могла бы выдать по памяти чуть-чуть из «Гражины» или «Дзядов», или знаменитое про Питер:
«У зодчих поговорка есть одна
Рим создан человеческой рукою,
Венеция богами создана
Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил сатана.»
Следующие 1.5 часа мы слушали лекцию (экскурсию?) на белорусском.
Это была, мягко говоря, альтернативная версия истории отношений русского и белорусского народов. Мы узнали: кто виноват в обнищании и гибели гордой (спесивой) шляхты / угадайте с трех раз!/; как тяжело жили и боролись литвины, пытаясь сохранить достоинство и культуру; какими кровожадными были все без исключения русские цари; какова роль Брусилова во всех белорусских бедах; сколько ценного имущества похитили и присвоили завоеватели с востока; как мерзко ведет себя современная Россия (наш визит к несчастью совпал с украинским Майданом); и т.д. и т.п.
Завершилось все и вовсе феерично. Нам была предъявлена конституция Речи Посполитой 1791 года, принятая «когда на Руси еще подтирались лопухом» и «вось яна шляхтская шашка, якая зрубам не адну маскальскім галаву». Шашка сделала вжик-вжик перед нашими носами. Я чуть — чуть испугалась и начала отползать к двери.
Позже, анализируя случившееся, все пыталась ответить на вопрос: почему мы не ушли сразу?
Честно говоря, когда поняла, что перед нами махровый белорусский националист—интеллигент на государственной должности, обалдела просто. Нет, конечно я о них слышала, но никогда не видела! Я же проехала всю Беларусь — от края до края, по периметру, по диагонали.
И вдруг, как в рекламе M&M's с дедушкой Морозом: «Он настоящий?!» — «Они настоящие?!».
Позже (в 2017 году) узнала, что Анатолия Евменькова все же сместили с поста. Белорусскую культурную общественность сильно возмутил сей факт. Дело было громкое и скандальное. Широко освещалось в прессе.
Из интервью Директора Государственного музея истории белорусской литературы Дмитрия Яцкевича: «Некоторые отклонения от темы и пояснения в рассказах Евменькова попросту выходят за пределы всех существующих норм, правил и исторической правды. Для нас очень важно, чтобы экскурсии в наших учреждениях проводились на должном уровне и соответствовали действительности. К сожалению, этого не было, что неоднократно засвидетельствовано коллегами-музейщиками не только из нашего музея, сотрудниками библиотек, которые были прямо-таки шокированы подачей того или иного материала.»
Нет! Я не стучала в Бел КГБ на господина Евменькова!
Зато, когда слышу: «Мы один народ», «Белорусы прекрасно относятся к русским» и прочие «Ура! Патриотические сентенции», знаю - это не так или не совсем так.
Возможно, поэтому события происходящие в Беларуси сейчас не удивляют меня…
Попробуем разобраться (исключительно с точки зрения туризма), кто же они, загадочные литвины Мицкевича.
Благодарю Сергея Banifacyj Морозова http://www.banifacyj.com. за предоставленные фотографии.
Читайте также про Новогрудок - здесь и здесь.