Найти тему
SaintCode Bootcamp

Как получить работу мечты или 9 правил хорошего сопроводительного письма

Оглавление
https://www.artstation.com/artwork/JxGLD
https://www.artstation.com/artwork/JxGLD

Меня зовут Евгений и я основатель школы программирования Saint Code Bootcamp. Мы помогаем нашим студентам не только научиться программировать, но и с поиском работы. Особые проблемы вызывает сопроводительное письмо, подавляющее большинство не может и двух слов связать. Мы объясняем как надо писать, а как нет. Итог совместной работы мы рассылаем и отслеживаем обратную связь. Компании, которые откликнулись на резюме, особо отметили наше сопроводительное письмо, поэтому я решил поделиться полезными советами с широкой аудиторией.

Добавлю ещё свою историю. Года три назад я решил поехать на обучение за границу. Все иностранные университеты требуют предоставить мотивационные письма (cover letter). Я подошёл к вопросу очень обстоятельно, так как очень хотел выиграть стипендию, которая покрывает все расходы и ещё карманные деньги останутся. В этом конкурсе участвовало 150 человек со всех стран мира, включая Европу и США, а получить её могло только 3 человека. В итоге я вошёл в тройку и поехал учиться за счёт южнокорейского правительства в Сеул.

Почему это важно для тебя? Потому что в своей жизни ты ещё не раз будешь писать сопроводительные письма, которые прилично увеличат шансы получить работу мечты.

Сопроводительные письма во многом про то, зачем работодателю нанимать именно тебя. Другими словами, насколько хорошо ты понимаешь свою ценность для компании. Почти всегда эта польза должна приводить к дополнительному доходу фирмы. Не питай иллюзий, тебя не наймут, потому что ты добрый малый, который много старается. Тебя наймут только потому, что потенциально Ты принесёшь прибыль для компании. Есть исключения, но сейчас речь не о них.

Ещё один критерий — это попадание в культурный код. Да, пока ещё в большинстве российских компаний мало кто задумывается над этим параметром, но тренд придёт рано или поздно. В США этот аспект важнее технических знаний. Американские компании ищут человека, который впишется в команду, а не голые цифры его успехов. В итоге в команде с хорошим взаимопониманием возникает синергия (вместе вы сделаете гораздо больше, чем по отдельности), а значит общий денежный эффект будет значительно выше, чем от суперпрофессионала-одиночки.

Тогда вопрос — я живу в Рашке, зачем мне парится по этому поводу? Потому что часть наиболее прогрессивных интересных компаний в России уже уделяет культурному коду повышенное внимание. И чем дальше, тем больше организаций подхватят этот тренд. Сегодня такой подход является стандартом для айти гигантов вроде Яндекса и Mail.ru, а также многих других маленьких ламповых команд с крутой экспертизой, которые тоже делают очень крутые проекты.

Как же тогда оказаться частью этих команд или компаний? Необходимо научиться формулировать свои мысли чётко и ясно. С тобой не будут общаться, если ты сам не знаешь чего хочешь. Это твоя домашняя работа и только твоя.

Ладно, с мотивационной частью пора заканчивать, перехожу к сути.

Я стал гуглить статьи о том, как писать сопроводительные письма, но разборы русских авторов вызывали у меня ощущение, что ребята сами плохо понимают Как и самое главное Зачем их писать. Соискатели в нашей стране очень плохо пишут такие письма, они чаще всего либо ничего не пишут, либо просто делают краткий пересказ резюме — это неправильно, никакого преимущества такой подход тебе не даёт.

Поэтому я переключился на англоязычные образцы. Оказалось есть целые сайты с хорошими примерами реальных писем (https://www.kickresume.com/en/help-center/cover-letter-samples). Рекомендую внимательно ознакомиться.

Чтобы написать хорошее сопроводительное письмо, необходимо соблюсти некоторые правила:

Правило 1: Отвечай на вопрос Зачем, а не Как

Когда мы отвечаем на вопрос Зачем, мы показываем максимальную заинтересованность в том деле, которым занимаемся. Это важный сигнал для компании взять именно тебя.

Иди от проблемы к решению, по ходу размышлений люди увидят твоё отношение к делу.

Ответ на вопрос Как ты решал проблему — второстепенный, потому что научить тебя более эффективно решать задачи легче, чем создать правильную мотивацию.

Правило 2: Контролируй объём текста

Один абзац — плохо. Создаётся ощущение что тебе нечего сказать. Такой объём даёт понять читающему, что ты выполнил задачу слишком формально. А значит ему предстоит читать унылый текст с шаблонными фразами.

Больше страницы — плохо, потому что читать большое полотно тяжело, когда тебя ждут ещё 100500 задач по работе.

Не слишком много, не слишком мало, нужен идеальный баланс качества и количества.

Правило 3: Проанализируй сайт компании и интервью с основателями

Что же важно для компании в которую ты хочешь попасть? Чаще всего ответы находятся на сайте компании в разделах: О компании, История компании, в публичных интервью и профилях соцсетей Основателей/Руководителей.

  • выяви ценности
  • запиши каждую ценность одним-тремя словами
  • выбери, какие из перечисленных ценностей вызывают у тебя эмоциональный отклик
  • вспомни ситуации из своего прошлого, где эти ценности сыграли важную роль
  • опиши эти ситуации, а потом используй их в своём сопроводительном письме

Правило 4: Дай пользу компании уже в сопроводительном письме

Например, опиши ошибки на сайте, сделай скриншоты и предложи варианты решения.

Можно пойти дальше, определить пул актуальных проблем компании (подходит опытным бойцам), сделать список, выбрать пару и показать как ты будешь их решать исходя из собственного опыта, а в конце подвести итог этих усилий, описав измеримую или понятную пользу для компании. Такой подход покажет, что ты сюда пришёл не просто посидеть до конца рабочего дня, а решать реальные задачи, может даже те, которые никто до этого не мог решить.

Правило 5: Создай историю

Расскажи свою историю, как единое целое. Как будто сегодня твоя жизнь привела тебя в эту компанию.

Ответь на вопрос, как ты выработал необходимые навыки, как ты выковал свой характер, который идеально сочетается с ценностями компании.

Правило 6: Избегай шаблонных фраз

Ты, конечно, не писатель, но постарайся избежать банальных оборотов. Шаблоны делают тебя обезличенным, а значит рассчитывать на особое отношения к своей истории не стоит.

Правило 7: Пиши от себя

Объясняй вещи своими словами и избегай сложных оборотов (канцелярита).

Правило 8: Обращайся лично

Выбери кому адресовано твоё письмо. Например, главе hr-департамента или основателю, не переживай что будут читать разные люди, такой подход вызовет больше доверия, а значит симпатии.

И также это означает, что ты подготовился к разговору, прежде чем обратится. В глазах потенциального работодателя ты выглядишь, как внимательный, тактичный человек, который умеет общаться в коллективе. Такая маленькая деталь очень много скажет о тебе опытному руководителю.

Правило 9: Соедини суть с лирикой

Переходи сразу к сути, но не забывай о лирике, так как она связывает твою историю воедино. Не стесняйся выражать собственное мнение, потому что сопроводительное письмо это и есть твоё мнение с аргументами.

Далее я выделю пару полезных вещей (их больше, но моя задача показать логику размышлений), которые я взял на сайте Сбербанка и интернет-провайдера SkyNet.

https://www.sberbank.com/ru/about/mission
https://www.sberbank.com/ru/about/mission

Собственно заголовки очень говорящие. Им нужны лидеры, можно рассказать историю из прошлого, где ты взял на себя ответственность за остальных и довёл до результата.

Идём дальше, "мы — команда", навыки работы в команде. Их стоит подтвердить, показать своё отношение к коллегам, какими принципами ты руководствуешься.

И напоследок, "Мы превосходим ожидания клиентов", тут будет уместна история про перфекционизм на работе, когда ты делал больше, чем от тебя ждали.

Теперь перейдём к SkyNet.

https://www.sknt.ru/o-kompanii-skynet.htm
https://www.sknt.ru/o-kompanii-skynet.htm

Это пример того, как компания, вообще, не понимает зачем им нужен этот раздел (миссия, цели и т.д.), потому я предположу, что она управляется по принципу: "ну, работает, деньги приносит, вот и отлично". Такое описание делают технари, которые ничего не понимают в человеческом факторе. Людей они, скорее всего, нанимают по принципу: формально подходит, тестовое решил — нанят. Чтобы туда попасть, просто составь внятное резюме, которое подтвердит твои профессиональные навыки. Если ты ещё напишешь сопроводительное письмо, то молодец, но возможно его даже не прочитают).

Слова на прощанье: Я общался со многими hr-ами, они все подтвердили одну мысль — резюме с сопроводительным прочитывают в первую очередь. А резюме с хорошим сопроводительным получает особое отношение.