Найти в Дзене
Новая школа

АФЕРА ВЕКА (#3)

Оглавление

Примечание: Статья является продолжением цикла и может быть не понятна без знакомства с содержанием «предыдущих серий».

Каждый школьник успешен в обучении.

Этот постулат является явным фаворитом в гонке за звание ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Не случайно он назван первым. Все другие пункты списка в той или иной степени являются его следствием. Например, пункт 2. «Репетиторов нет, школа справляется полностью».

Репетиторы появились и множатся потому, что слишком большое число школьников ВДРУГ перестали «успевать» в школе. По правде сказать, добрая половина школьников не достигали успеха в учёбе и раньше, только этого никто не замечал. «Спасала» подмена понятий: успешность заменили успеваемостью, а для успеваемости успех не нужен, достаточно «троечки». И если быть послушным учеником, то «троечку» сердобольный учитель поставит всегда. Отсюда и пошло «три пишем – два в уме». Учителя всё понимали, но такое предательство устраивало всех.

«Афёра века» вскрылась с приходом ГИА.

Крайним быть не захотел никто. В обществе возникло противостояние: учителя стали для всех плохими, в ответ появилась категория «необучаемые школьники».

В то время я как-то серьёзно повздорил с одним директором школы. Он с упорством, достойным иного применения, убеждал меня в том, что далеко не всех детей можно чему-либо научить, что есть «необучаемые школьники». В качестве основного аргумента выдвигался богатый личный опыт педагогической и руководящей работы в школе. Я же настаивал на том, что любой допущенный к школе ребёнок может и должен быть успешным в обучении.
До рукопашной не дошло, но каждый остался при своём.

Кто они, «необучаемые школьники»?

Я думаю, сегодня мало найдётся практикующих педагогов, которые согласились бы со мной в этом споре. За двадцать лет ЕГЭ идея существования «необучаемых школьников» глубоко укоренилась в сознании учителей. Потому что она удобна, она объясняет (а в действительности – оправдывает) отсутствие стопроцентного результата школьного обучения. Точнее, - пытается оправдать.

Тот же учитель, когда он после работы в школе «надевает плащ» репетитора, он же занимается с «необучаемыми школьниками» («обучаемым» репетитор не нужен). И один на один у него получается! Значит, школьник здесь ни при чём. Значит, учитель, школа не могут его обучить, когда он работает В СОСТАВЕ КЛАССА. Значит, ПРОБЛЕМА - В ШКОЛЕ, в применяемых ею методиках.

При этом практически в каждой школе есть учителя, которые способны на уроке «вытащить» любого ученика на «твёрдую тройку». Без всяких репетиторов, исключительно на своей харизме. Они в почёте, к ним – очередь, но таких очень мало, и они не копируются. Это – исключение, а не решение.

Однако оставим на время репетиторов. В сегодняшней школе без них не получается. Но если мы сделаем хорошо свою работу и создадим настоящую, результативную школу, то у репетиторов не останется работы. Это - правда.

- Давайте уже быстрей придумайте чо нибуть. Нихачу с рипититарам!
- Давайте уже быстрей придумайте чо нибуть. Нихачу с рипититарам!