Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Гостья из будущего" (СССР, 1984): спор о фильме

Гостья из будущего. СССР, 1984. Режиссер Павел Арсенов. Сценаристы Павел Арсенов, Кир Булычёв (по мотивам фантастического романа Кира Булычёва "Сто лет тому вперёд"). Актеры: Наталья Гусева, Алексей Фомкин, Илья Наумов, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Марьяна (Марианна) Ионесян, Елена Метёлкина, Евгений Герасимов, Владимир Носик, Игорь Ясулович, Георгий Бурков, Валентина Талызина, Наталья Варлей, Андрей Градов, Елена Цыплакова и др. Премьера на ТВ: 25 марта 1985.

-2

Режиссер Павел Арсенов (1936-1999) поставил десять полнометражных игровых фильмов, но самой известной его работой стал фантастический сериал для детей «Гостья из будущего».

-3

«Гостья из будущего» вызвала восторги массовой аудитории и споры в среде киноведов и кинокритиков.

-4

Киновед Алла Романенко отмечает, что в сериале «Гостья из будущего» «все ходы и повороты сюжетов известны по детской литературе: погони, бегство героев, выслеживание преступников, опасности, … спасатели в образе классного коллектива и т.д. И все-таки главный успех заключался в обаянии исполнительницы роли Алисы – Наташи Гусевой. … Но самый обаятельный в этом фильме Образ будущего, где живут замечательные люди, а мелкие недостатки вроде бюрократической инвентаризации и формализма встречаются только у робота… Такого будущего не приходится опасаться» (Романенко, 2010: 39). Романенко А. Арсенов Павел Оганезович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 37-40.

-5

Однако с мнением Аллы Романенко категорически не согласен киновед Андрей Вяткин, назвавший свою статью «Почему плох сериал "Гостья из будущего"?» и обосновавший свое мнение тем, что фильм получился «постыдным провалом советской кинофантастики» (Вяткин, 2020), так как его антураж оказался слишком невзрачным и бедным. (Вяткин А. Почему плох сериал "Гостья из будущего"? 16.09.2020. https://zen.yandex.ru/media/id/5cd05bf19680af00b2c7f413/pochemu-ploh-serial-gostia-iz-buduscego-5f5f755b93cc6c72ff70a915).

-6

И уж совсем серьезно отнеслась к «Гостье из будущего» Мария Яворская, акцентировавшая идеологическую и политическую составляющие фильма: «Советская система воспринималась как вечная и неизменная. Отсюда рождалось описание будущего через вечность настоящего. Будущее Коли и его одноклассников не могло коренным образом отличаться от их настоящего, так как даже «удивительное будущее» Алисы является частью «вечной» советской системы, идеального образа социалистического государства, несмотря на всю его экзотичность и отличия от советской повседневности, непривычные для советского школьника. В фильме также присутствует тема незыблемости советской системы. Здесь она проявляется через установление преемственности между настоящим и будущим. Фраза Алисы в диалоге с Юлей: «Мы — это и есть вы» становится призывом к строительству будущего, которое зависит от того, что каждый из советских людей сделал сегодня, и коррелирует с идеей построения коммунистического будущего. Связь между вечностью и будущим находит свое отражение также и в кадрах футуристической Москвы, панорама которой оказывается неизменной по прошествии ста лет» (Яворская, 2019). Яворская М. «Мы — это и есть вы». Сопоставление образа будущего в книге «Сто лет тому вперёд» и фильме «Гостья из будущего» в историческом контексте // Детские чтения. 2019. Т. 15. № 1. С. 161—176.

-7

Впрочем, киноведы – киноведами, а зрители – зрителями. А они, как правило, и сегодня относятся к «Гостье из будущего» очень тепло. Более того, есть даже фан-клубы книги, фильма и главной героини – Алисы…

Александр Федоров, 2020