Ежемесячно каждый житель страны, неважно собственник или квартиросъемщик, получает квитанцию для оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Но что в данной «платежке» относится к жилищным услугам, а что к коммунальным? За что мы платим и кому?
Давайте разбираться.
Законодательная база. Жилищный кодекс.
На основании Жилищного кодекса России каждый гражданин обязан совершать платежи за жилищные и коммунальные услуги. При этом осуществлять услуги могут как юридические лица, так и ИП (индивидуальные предприниматели).
Также Жилищный Кодекс определяет отношения между управляющей компанией и жильцами дома: в нем закреплены объекты жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений. Управляющие компании руководствуются в своей деятельности по предоставлению услуг Жилищным Законодательством России.
Коммунальные услуги – это обязательный перечень благ, с которыми проживание становится комфортным. Данный перечень отражается в договоре жильца с ЖКХ, ТСЖ или управляющей компанией (при отсутствии экземпляра у Вас дома, Вы всегда можете обратиться в ответственный орган, занимающийся данным вопросом по вашему дому, для получения своего экземпляра, а также разъяснения возникших вопросов).
Рассмотрим подробнее, что входит в этот перечень для каждого жильца дома:
- Первое – это питьевая вода. Она должна быть доступна жителю 24 часа в сутки, в нужном количестве, а также соответствовать по качеству.
- Следующее – это горячая вода. По качеству горячая вода должна быть идентична питьевой (холодной воде). Житель должен знать, что к горячей воде есть требования по температуре. Так, вода ниже сорока градусов, считается холодной и оплачивается соответственно. А верхняя граница для горячей воды это 75 градусов.
- Для осуществления отвода бытовых стоков – организовано водоотведение. Для удовлетворения нужд граждан, оно осуществляется круглосуточно и непрерывно. Данной системой оснащены большинство помещений многоквартирных домов.
- Обеспечение жителей электроэнергией. Чтобы в многоквартирном доме граждане могли с комфортом проживать, необходимо круглосуточное наличие подключения к линиям электропередачи.
- Газоснабжение подразумевает под собой круглосуточную подачу газа. Во многих многоквартирных домах, в том числе в большинстве новостроек – газификация отсутствует, и жители пользуются электроплитами. В таком случае данная строка в платежном документе будет отсутствовать.
- Отопление. Во время отопительного сезона – в каждую квартиру централизованно подается тепловая энергия. Нормы по температуре в помещениях установлены законодательством, о чем многие жители не догадываются. При невыполнении установленных норм, житель может обратиться в соответствующие контролирующие органы. Температура в квартире должна быть не ниже 18 градусов, а в подъезде – не ниже 15 градусов.
Жилищно-коммунальные платежи для нанимателей включают в себя.
- Плату за использование жилого помещения.
- Плату за содержание и ремонт помещения. Данная плата включает в себя услуги по управлению многоквартирным домом, обслуживание дома, необходимый различного рода ремонт в многоквартирном доме. Данная сумма не включает в себя капитальный ремонт. При необходимости капитального ремонта в многоквартирном доме – данная сумма собирается отдельно с собственников помещения.
Для собственников платежи включают в себя плату за содержание и ремонт квартиры. В него входит плата за оказанные и проведенные работы по управлению многоквартирным домом.
Владелец квартиры в многоквартирном доме должен брать на себя затраты по содержанию помимо принадлежащего ему помещения, еще и общего имущества в данном жилом помещении: конструкции, холлов, лестничных пролетов, технических этажей и прочих мест.
Какую сумму на данные нужды собственники будут вносить – определяют они сами на общих встречах собственников многоквартирного дома. (Основание – части 2 и 4 ст. 158 ЖК РФ).
Управляющая компания оставляет за собой возможность вынести на рассмотрение те или иных работы/траты. УК может уменьшить список необходимых услуг по содержанию жилья за самую высокую стоимость. Те услуги которые они не включили – они могут затребовать оплатить «плюсом».
Каждый собственник должен знать, что это нарушение. Будьте бдительны: нужно понимать, что плата за ремонт содержание общего имущества дома и дополнительные услуги, производимые в квартире по вашему заказу – это разные вещи.
Итак, в чем разница между коммунальными услугами и жилищными услугами?
Коммунальные услуги – это обязательный перечень благ, которые мы уже рассмотрели выше:
- Электроснабжение.
- Отопление.
- Газоснабжение.
- Горячее и холодное водоснабжение.
- Водоотведение.
А жилищные услуги это перечень мероприятий по содержанию и ремонту имущества дома, а также двора.
Коммунальные услуги подводятся к дому, и задача жилищных услуг – поддерживать дом в рабочем состоянии, обеспечивать жителям комфорт.
Также различия состоят и в плате: если коммунальные услуги оплачиваются по площади квартиры, то коммунальные услуги оплачиваются по расходу либо из расчета на проживающего. Оба вида услуг созданы для комфортного проживания граждан, но функционал у них различен.
Еще одно отличие – это привязка коммунальных услуг к государству и тарифам (платим мы исходя из тарифов, установленных на региональном/государственном уровне, либо по показаниям приборов
учета – счетчиков), а жилищные услуги регулируются управляющей компанией, где присутствует еще и конкуренция (жители могут выносить на собрание собственников вопросы, а также ставить под вопрос действенность управляющей компании).
Каждый гражданин при возникновении у него спорных или неоднозначных ситуаций имеет право обратиться в соответствующий регулирующий орган, а также вынести вопрос на собрание собственников.
Бывают случаи, когда управляющие организации превышают свои полномочия и каждый собственник в праве разобраться есть ли случай нарушения в данном вопросе. Отмечены случаи включения дополнительных строк в платежные документы и прочее.
Знайте, что у Вас есть право обратиться за разъяснениями в управляющую компанию по спорным вопросам. Если ответ Вас не устроил или имел формальный характер, Вы можете попросить ответ в письменном виде, представив заявление в управляющую компанию с просьбой поставить входящий номер (зарегистрировать ваше заявление).
На такое обращение управляющая компания должна будет подготовить официальный ответ, который Вы можете изучить и при необходимости представить в регулирующий орган для проведения проверки.
Первоисточник статьи опубликован на сайте Право онлайн.