В 2019-м году триумфатором «Оскара» стала драма «Зеленая книга», которую поставил Питер Фаррелли, до этого снимавший со своим братом Бобби такие культовые комедии как «Тупой и еще тупее», «Все без ума от Мэри» и «Я, снова я и Ирэн». «Афиша» решила вспомнить другие примеры того, как известные комедийные режиссеры обращались к серьезному жанру.
Бульвар Сансет (1950)
Великий комедиограф Билли Уайлдер с нуаром про стареющую и сходящую с ума кинозвезду и ее молодого фаворита. Экрану жанр трагедии в принципе нелегко дается, но тут от начала до конца выдержан шекспировский уровень: невыносимый накал страстей, бескомпромиссность перед лицом смерти, пугающая близость страшного и смешного. Фильм задается простым, как все трагическое, вопросом: что делать, если мы умираем раньше собственных тел? Величественная и жалкая звезда немого кино Глория Свенсон (роль предлагали Мэй Уэст, Поле Негри и Мэри Пикфорд) играет с такой самоотверженностью, что кажется, вопрос задан лично тебе.
Закат (1988)
Режиссер «Завтрака у Тиффани», «Розовой пантеры» и «Больших гонок» Блейк Эдвардс с детективом, в котором Брюс Уиллис и Джеймс Гарнер расследуют одно из самых шокирующих и таинственных убийств на съемочной площадке вестерна.
Привидение (1990)
Кинопародист из 80-х Джерри Цукер с нежнейшей мелодрамой про Патрика Суэйзи, который погиб, защищая свою возлюбленную (Деми Мур) от грабителей, и превратился в привидение. Правда, в «Привидении» тоже не обошлось без юмора. За него главным образом отвечает Вупи Голдберг, играющая тут роль медиума, с которым контактирует Патрик Суэйзи.
Первый рыцарь (1995)
Еще один серьезный фильм Джерри Цукера — на сей раз костюмированная постановка про любовный треугольник между королем Артуром (Шон Коннери), его рыцарем Ланцелотом (Ричард Гир) и королевой Гвиневрой (Джулия Ормонд).
Медвежатник (2001)
Кукольник и автор «Маппет-шоу» Фрэнк Оз с фильмом-ограблением, в котором Роберт Де Ниро, Марлон Брандо и Эдвард Нортон идут на дело и хотят похитить из усиленно охраняемого подвала таможни бесценный скипетр французской королевы XVI века. Эффектная техническая подробность в ограблении припасена для финала, но чтобы дожить до него, придется ровно два часа и три минуты бороться со сном.
Человек-муравей (2015)
Комедийный режиссер Пейтон Рид сменил Эдгара Райта на съемках «марвеловского» кинокомикса про самого маленького супергероя. Разумеется, никто, кроме фанатов, не помнит, кто ставил очередного «Тора» или «Железного человека», все они написаны примерно одним, однажды одобренным корпорацией почерком. Фильм Райта был бы удачным или нет, но фильмом Райта; получившийся «Муравей» — просто еще одна глава в так называемых «фазах» супергеройского континуума.
Малыш на драйве (2017)
Тем временем сам Эдгар Райт поставил криминальный экшен про слабослышащего водилу на службе у грабителей. Концептуально фильм выглядит как эдакий музыкально-юмористический вариант рефновского «Драйва» — с Кевином Спейси, Джейми Фоксом и Джоном Хэммом в актерском ансамбле. Хотя здесь есть несколько захватывающих дух погонь, это далеко не «Форсаж»: никакого автофетишизма, да и вообще, по правде говоря, нет ощущения, что Райта особенно интересуют все эти машинки. Задача скорее в том, чтобы образ немыслимой крутости — а ничего круче молчаливого гонщика пока не придумали — примерить на персонажа, близкого автору: вечного (в данном случае и настоящего) тинейджера с универсальными музыкальными пристрастиями, которые позволяют режиссеру выстроить фильм как коллекцию виртуозных видеоклипов.
Простая просьба (2018)
Постановщик комедий с Мелиссой МакКарти Пол Фейг неожиданно снял «хичкоковский триллер»: домохозяйка-блогерша Стефани (Анна Кендрик) знакомится с роскошной Эмили (Блейк Лавли), которая вскоре пропадает, — и это после того, как ее муж Шон (Генри Голдинг) оформил на нее страховку на кругленькую сумму. Стоит признать, что нагнетать саспенс Фейгу удается не меньше, чем смешить.
Зеленая книга (2018)
Режиссер «Тупого и еще тупее» Питер Фаррелли с располагающей драмой про дружбу чернокожего пианиста и его водителя-итальянца, чье прозвище Болтун ему более чем подходит. Однако при всем своем напускном расизме и плебейских замашках Тони гораздо сложнее, чем кажется. Серьезный фильм комедиографа Фаррелли сделан по лекалам лирических фильмов Джона Хьюза — и от того производит такое сногсшибательное впечатление. Это непошлый броманс, в котором есть где развернуться и Мортенсену, и Али. Один играет необразованного, но неглупого мужлана. Персонаж другого соткан из вполне понятных неврозов — он не чувствует себя своим ни среди черных, ни среди белых. Но это кино не про расслоение, а про дружбу — а точнее, про то, что настоящая дружба изживает все, в том числе и расизм.
Джокер (2019)
Режиссер «Мальчишника в Вегасе» Тодд Филлипс взялся поставить криминальный триллер про становление главного злодея Готэма, а снял один из главных фильмов 2019-го года. Что можно сказать о фильме в целом: иссиня-черная, довольно бескомпромиссная и, главное, на удивление интимная драма для взрослых — вместо сражений мужчин в трико, пусть и очень насупленных. И конечно, это стилизация, выполненная на высоком уровне, с рядом отлично придуманных эпизодов — мало кто ожидал от Филлипса, автора «Мальчишника в Вегасе» и «Старски и Хатч», такой компетентности.