Найти тему
Киберпоп ТВ

Православное отношение к своему телу

«Если будет возможность, скажите несколько слов об отношении человека к своему телу, диете, фитнесу и так далее».

Я считаю, что в этом ничего плохого нет. Само по себе отношение к телу должно быть, скажем так, достойным. Когда человек, христианин, умирает ― души там уже нет, только тело. Что с этим телом делают? К нему относятся как к святыне: омывают, кладут в гроб, заносят в храм. Мы мало придаем этому значения. Если бы к телу относились как к нечистотам, к чему-то скверному, то в храм бы не заносили, богослужения, каждения вокруг тела не совершались, было бы отношение, как к чему-то нечистому, плохому и отвратительному.

Кладбище ― тоже святое место, потому что тела освящены таинствами Церкви: крещением, причастием, миропомазанием и другими. Всё это проходит через тело. Бог воспринял наше естество, в том числе и тело, и таким образом освятил его. Кроме того, Христос после Своего Воскресения вознесся на Небо и не только телом, но и вообще всем естеством человеческим к Самому Богу, к Престолу Божьему. «И сидяща одесную Отца» («Символ веры»). То есть, выше уже невозможно. Настолько вознесено человеческое естество и тело, что никто из древних философов даже не мог о таком дерзновении мечтать.

Вот Господь как относится! Мы можем так же поступать. Мы мощи святых почитаем, поклоняемся им, лобызаем их, потому что это освящено Духом Святым. И к своему собственному телу христианин тоже должен относиться с достоинством. Но делать из своего тела «божка» и поставлять его на пьедестал, начинать ему подчинять и свою жизнь, и свою душу, и свой дух ― это уже неправильно, греховно.

Так что, если Вы занимаетесь фитнесом, спортом, заботитесь о себе ― это правильно, но не делайте из своего тела кумира.

«Это правда, что человек после смерти существует в другой оболочке? Если ты здесь грешил, будешь вечно мучиться?».

Да, наверное. Правда, я там не был, поэтому точно сказать не могу. Насчет другой оболочки я вообще не пойму. Подразумевается, что здесь у человека одна оболочка, а там будет другая. Вот с этим я не согласен, потому что здесь нет никакой оболочки. Если вы тело воспринимаете как оболочку, а человек внутри этой оболочки находится, то с этим я не согласен. Тело ― это не оболочка, не надо так пренебрежительно относиться к нему. Современный человек настолько материализован, настолько в делах мирских погряз... Заботится о теле, тело у нас превозносится. Всё тело, тело, тело…

Посмотрите, как наши милые женщины заботятся о внешней привлекательности: о лице, о руках, о фигуре и так далее. Ну и мужчины от них не отстают в каком-то смысле: тоже заботятся, тоже печалятся. Мы всё делаем для тела, чтобы нам было удобно сидеть, спать, вкусно покушать, комфортно себя ощущать. Машина должна быть комфортная, чтобы там было удобно, просторно. У нас везде на рекламных щитах красавицы изображаются, спортсмены. Прославляется внешняя привлекательность. Всё это направлено на тело. К чему я всё это говорю?

Одновременно существует мнение, что внешнее ― вроде как оболочка, что тело не важно. Так важно или не важно? Непонятно. Вот это, на мой взгляд, как раз демонстрирует ненормальное, искаженное отношение.

Нужно относиться правильно, с достоинством к человеческому телу. Не превозносить до небес, но и не уничижать. Не превращать это всё в культ, но и не говорить, что это внешняя оболочка, которую человек, умирая, меняет, а сам «уходит». Как будто в человеке ценна только душа, а всё остальное ― это вроде как одежда. Это ненормально, в человеке всё ценно. Человек ценен сам по себе. А он состоит из духа, души и тела, но это всё условно. Я сравнивал человека, душу человеческую, с тестом. Когда тесто замешивается, в нем есть вода, но она не внутри теста. Тесто ― не какая-то оболочка, внутри которой находится жидкость. Вода проникает во всё. То есть она смочила всё собой и везде, в каждую частичку этой муки, проникла. Вот так и тело с душой соединяется. Это образ такой, конечно. Тесто оно и есть тесто, а отдельно это мука и вода. Вот так и человек: это цельное существо, а когда по отдельности ― это тело и душа, но не человек.

«Что плохого в заботе о теле?»

Вот именно, что ничего плохого. Но как в современном человеке совмещается одновременно, с одной стороны, забота о теле, а с другой стороны, уверенность, что тело ― просто вещь, которую человек меняет? Где логика? Человек умер, и как бы у него другая оболочка, или он снова родился в другом теле. Зачем тогда о теле так заботиться? Тогда нужно жить как индусы: заботиться только о душе, а тело пусть себе в болезнях прозябает, в грязи. А у нас нет. У нас культ тела, но при этом считается, что тело ― это не важно. Где логика?

Фото Диллон Кидд  на Unsplash
Фото Диллон Кидд  на Unsplash