Найти тему
Василисины размышления

В этом теле нет прежнего меня! или почему бывают неприятны напоминания о детских проказах

У вас бывает ощущение жуткой несправедливости, когда кто-то из старших родственников или знакомых ставит вам в вину какие-то детские или подростковые поступки, насмехается над давно ушедшими в прошлое ошибками? Этому есть очень простое объяснение - особенности нашего самовосприятия.

Механизмы человеческой памяти издавна привлекают внимание ученых, но так толком и не исследованы. Что там в голове зависит от химии, что от физиологии, что от биомеханики, что от воли, как этим хозяйством можно управлять, да и только ли в голове дело – вопросов намного больше, чем ответов.

Неадаптированные труды по психолингвистике, нейропсихологии и нейрофизиологии могут осилить лишь немногие специалисты.

Читающая публика немного держит нос по ветру благодаря научно-публицистической деятельности Т.В.Черниговской и соратников. Прочие сталкиваются с этими проблемами ситуационно: когда ищут курсы «сверхбыстрого обучения», хотят улучшить состояние впавших в деменцию или перенесших инсульт стариков или пытаются стереть из памяти кошмарный опыт.

В коллаже использованы фото Т.В.Черниговской (слева) и А.А.Ахматовой (справа). Фото взяты из открытых источников.
В коллаже использованы фото Т.В.Черниговской (слева) и А.А.Ахматовой (справа). Фото взяты из открытых источников.

Но на обычном житейском, понятном, не противоречащим опыту каждого уровне выкрутасы нашей памяти и самосознания лучше всего смогли описать поэты. Лично мне очень нравятся парные поэтические «исследования» двух бесспорно одаренных людей, и притом являвшихся супругами: Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

Полностью приводить здесь стихи не стану, даю только выдержки. Кто заинтересуется – найдет сам.

Итак, Н.Гумилев. Память (написано в 1921 году, т.е. автору 35 лет. Кстати, в этом году его жизнь и завершилась)

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня

… и дальше – описания нескольких не адекватных друг другу личностей, которые «в этом теле жили».

Несходных настолько, что даже воспоминания их трудно назвать общими.

Теперь А.Ахматова, Северные элегии, шестая

Здесь все исследовано тщательнее, кропотливее, въедливее, дотошнее. Но и написано это, когда автору было уже 56 лет – т.е. очень взрослой, много пережившей женщиной. Обобщение большого опыта. (вообще, Северные элегии – это такая глубина! Главное, лучшее, что есть у Ахматовой. Обычно ее ценят или как автора любовной лирики, или уж за памфлетообразный Реквием. А здесь – философия, каждая строка потрясающей наполненности. Преклоняюсь).

Художественность только для доходчивости сравнений. Если это перевести на сухой научный язык, заменить образы терминами, то получится если не строго научное исследование, то научно-популярная статья точно!

Деление воспоминаний на три категории глубины и достоверности.

Первые – самые недавние, полностью соответствующие реальности.

Есть три эпохи у воспоминаний.
И первая — как бы вчерашний день… // Но это продолжается недолго…

Вторые – более удаленные, незаметно стирающиеся, меняющиеся, распадающиеся… и несколько опасные своим несовпадением с представлением личности о себе.

Где истлевают пламенные письма,
Исподтишка меняются портреты,
Куда как на могилу ходят люди,
А возвратившись, моют руки с мылом

И, наконец, по прошествии времени, третий этап – то самое, о чем сказал Гумилев: мы-нынешние перестаем быть адекватными нам-прошлым.

… Мы сознаем, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни,
И нам оно почти что так же чуждо,
Как нашему соседу по квартире…

И вот хоть ты тресни, перевести воспоминания третьей категории в первую уже невозможно. Не ощутить ушедшей любви или ненависти, не восстановить в себе детского восприятия мира, не понять, почему вот та ерунда была много лет назад жизненно важна… Память все модифицировала, остались какие-то оценки, образы, но.. «нэ так все это было, савсэм нэ так» (с).

Именно в этом причина актерских неудач при попытках сыграть персонажа намного моложе себя (а также провальность попыток в жизни списать себе полтора-два десятка лет). Не во внешности, вовсе нет! Тело вполне себе может и сохраниться. Да только в этом теле живет уже кто-то другой.

Изображать того, кто "в этом теле жил до меня" приходится по памяти. Но мешает вот это несоответствие личности, опыта. Человек пытается изобразить молодость - а вылезают "воспоминания второй категории", исподтишка изменившиеся. А то и вовсе "третьей". Зрителю это видно. Зачастую после соприкосновения с таким искусством очень велико желание "вымыть руки с мылом".

И возвращаясь к началу. У вас бывает ощущение жуткой несправедливости, когда кто-то из старших родственников или знакомых ставит вам в вину какие-то детские или подростковые поступки, насмехается над давно ушедшими в прошлое ошибками?

Это вот то самое! В вашем теле живет уже другая личность, которой старые прегрешения «так же чужды, как нашему соседу по квартире» – а собеседник своими претензиями игнорирует и обесценивает весь ваш последующий жизненный путь.

Как тут реагировать – зависит от ситуации. Но очень хорошо вспомнить подходящие случаю стихи – и хотя бы успокоится.

Чтобы не пропустить интересные статьи на канале пользуйтесь Каталогом заседаний клуба!

Если понравилась статья, можете поблагодарить автора