«Я в церковь хожу около трех лет и заметила вот что: все друг другу улыбаются, приветствуют, обнимаются, целуются три раза, общаются. Я это все время воспринимала как в порядке вещей, так как это Храм, святое место и ссориться там нельзя. Но сейчас задалась вопросом: а искренне ли ведут себя люди? Я имею в виду, в жизни они так же себя ведут? Просто в моем окружении такой теплоты нет. Никто друг с другом не обнимается при встрече и просто так, а в Церкви, как увидят друг друга, так кидаются в объятия, как будто десять лет не виделись. Может, они это так делают искренне?»
С одной стороны, Христос говорил нам: «Будьте, как дети!» Дети очень искренние, простые, бесхитростные, они ничего не умеют скрывать. И мы должны быть в простоте своей искренними, как дети. Но с другой стороны, если вести себя совсем непосредственно: есть настроение — подошел, поздоровался, нет настроения — не подошел, то что получится? Тот человек, которого я обошел вниманием, будет рад? Нет. Значит, мне приходится скрывать свое горе, свою печаль, свое настроение. Я сделаю хороший вид и поприветствую его тепло, хотя мне не до него — получается как лицемерие, неискренность какая-то. А как без этого? Необходимо сглаживать эти шероховатости, иначе всем будет больно.
Хорошо ли это или плохо? Люди все очень разные и ведут себя по-разному, но поддаваясь общему настрою, придя в храм и видя вокруг единомышленников, где можно немножко расслабиться, проявить искренность — они ее проявляют. А вне храма, в повседневной жизни, в ином обществе такое поведение будет воспринято совершенно иначе, поэтому люди и придерживают себя, ограничивают. Нет худа без добра, и в этом есть свои плюсы. Это реалии, с которыми приходится считаться.
«У нас все обнимаются друг с другом, а я стою как одиночка! Меня это смущает. Наверное, люди про меня думают, что я необщительный человек. Я все время одна и ни с кем не общаюсь. Хотя многие люди там общаются друг с другом, потому что знакомы с теми, кто работает в Церкви — батюшками и их семьями, с хором, бабушками–свечницами, звонарем и его женой, дьяконами, алтарниками. А я никого не знаю, мне как-то не по себе. Да я и сама по себе стеснительный человек. Мне сложно познакомиться, но всегда с людьми приветливая. Есть какой-то клуб при церкви, но я туда не хожу, стесняюсь. И батюшку, который организовал клуб, я боюсь — очень строгий.
Вот так и хожу в церковь, многих знаю в лицо, но никого лично. Все стоят на службе по двое, по трое, а я одна. Плохо ли это? »
Нет, это не плохо. Еще раз говорю: все люди разные. Кому-то необходимо тесное общение, он нуждается в общении. Кто-то меньше нуждается и предпочитает тихонечко в сторонке постоять, чтобы никому не мешать и чтобы ему никто не мешал. У него какое-то свое личное пространство, в которое он не пускает людей. Так что, если Вас всё устраивает, то не смущайтесь. Всё нормально.
Но во время каких-то скорбей, которые неминуемо в жизни каждого человека случаются, когда Вы начнете шататься в вере, Вам придется из-под палки себя заставлять в храм ходить. Вот тогда наличие духовных подруг, друзей, знакомых Вам бы очень помогло. Один вариант, когда Вы одиночка совсем, и приход живет своей общинной жизнью, а Вы своей (пришли, помолились и ушли, не особо вникая). Другой вариант, если Вы туда вошли. Тогда в случае скорби, житейских печалей, искушения, маловерия, когда в Храм идти не хочется, то община Вам помогает, поддерживает, дает Вам опору, Вам легче это всё преодолеть. Но, подчеркну, что все люди разные! Одиночкам по жизни всё это будет в тягость, они лучше сами справятся. Это не выбор худа или добра, это просто факт. Каждый выбирает сам для себя.