Найти тему
ПроАвтобизнес

Дорожный нацпроект вытягивает рынок автобусов

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», или БКАД 2.0 с недавних пор стал драйвером рынка…автобусов. Дело в том, что теперь в этом грандиозном проекте по ремонту и реконструкции дорожной сети страны появился подпроект по обновлению парка пассажирской техники. И это стало главной причиной по смене ландшафта автобусного рынка страны. Наш канал проанализировал цифры и пришел к интересным выводам.

Сначала об изменении позиционирования моделей автобусов. Продажи автобусов ПАЗ падают. Не секрет, что их основными покупателями являются частные перевозчики, а у них сейчас кризис. Поэтому самая распространенная модель автобусов ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204 пользуется все меньшим спросом.

-2

На этом фоне резко выросли объемы продаж автобуса большого класса ЛИАЗ-5292, практически подойдя вплотную к пазикам. А драйвером такого роста стал национальный проект БКАД 2.0, по которому теперь будут выделяться федеральные средства для покупки автобусов. Первый такой конкурс по распределению средств прошел еще весной. В нем был сделан выбор 12 городов-претендентов. Эти города получили финансовые средства на приобретение в лизинг 447 автобусов. В большей части из них выбор был сделан в пользу ЛИАЗ-5292. Это разу сказалось на динамике этой ликинской модели, продажи которой подскочили сразу более чем в два раза, в сравнении с прошлогодним результатом. А вот столица Татарстана - Казань выбрала НефАЗ новой модификации и не дала обрушить продажи нефтекамскому филиалу КАМАЗа. Кстати, результат в 150 единиц модели КАМАЗ-6282, это заключительная часть партии из 300 электробусов для Москвы. А в будущем году в Москву поставят еще 400 электробусов.

ЛИАЗ-5292 лидер класса автобусов городского типа
ЛИАЗ-5292 лидер класса автобусов городского типа

Что отрадно, так это появление в ТОП-10 самых популярных моделей отечественного рынка двух автобусов Минского автозавода. МАЗ-203, занимающий восьмую строчку рейтинга, сумел продать в российские города не так много (155) автобусов. А вот прорывным можно назвать появление в рейтинге популярности отечественного рынка автобусов сочлененной модели МАЗ-216.

МАЗ-216
МАЗ-216

Заметьте, ни одного сочлененника кроме минского нет в рейтинге отечественного рынка автобусов. А в этом случае «ларчик» открывается достаточно просто. Правительство Санкт-Петербурга решило провести операцию по пересадке пассажиров с маршруток и автобусов малой вместимости в большие комфортабельные автобусы. Все-таки на дворе XXI век, а отношение к жителям и гостям города не должно быть как в какой-то отсталой развивающейся стране, находящейся на периферии мировой системы. Выбор был сделан в пользу минской модели МАЗ-216. Его главное отличие от предшественника МАЗ-215 в том, что автобус построен не по тянущей схеме (двигатель в первой секции), а по более сложной толкающей, с мотором в корме: это позволило избавиться от громоздкой моторной шахты посреди салона. Двигатель — Mercedes OM926LA Евро-5, коробка передач — «автомат» Allison, среди прочих особенностей — немецкий узел сочленения Hubner новой модели 24.2. На сегодняшний день это самый дорогой городской МАЗ, который предлагают российские дилеры: его цена — от 14 млн 444 тысяч рублей. Санкт-Петербург закупил партию таких машин. Конечно, в других российских городах также покупают сочлененные автобусы ЛИАЗ-6213, но пока они не вошли в ТОП-10.

А в целом отрадно, что в стране на автобусном рынке выросла роль автобусов городского класса. И хотя «сельский» ПАЗ-3205 пока не свергнут с пьедестала, на котором он уже красуется более  трех десятилетий, Все же его время ушло и это должны понимать все.

А теперь посмотрим на марочную структуру и ее изменения на рынке автобусов РФ.

-5

Рынок автобусов ненамного просел (-9%), это последствия кризиса и локдауна. Но как уже выше отмечалось, он не рухнул, и его поддержали и нацпроект БКАД 2.0 и закупки автобусов региональными властями. Самое серьезное положение у Bakulin Group, владельца бренда Volgabus (Волгабус). Правда, сегодня начато выполнение заказа для городов Кузбасса, в частности для Новокузнецка компания поставит 160 автобусов Волгабус.

Курганский автобус среднего класса
Курганский автобус среднего класса

Курганский автобусный также пока не раскрутит модель среднего класса КАВЗ-4270. А ведь на просторах страны до сих пор много 9-метровых китайцев, которые мог бы заменить курганец.

Среди иностранных автобусных брендов лидирующие позиции сохраняют «китайцы». И дело здесь в том, что наша промышленность, хотя и предлагает автобусы туристического класса, но перевозчики все же делают ставку на китайцев с их отличным соотношением цена/качество. Впрочем, продажи у Yutong и Higer обвалились более чем вдвое. Опять виноват кризис. Весной при объявлении карантинных мероприятий и локдауна, многие региональные правительства запретили межобластные перевозки пассажиров. А этот запрет косвенным образом сказался и на закупках новой автобусной техники.

На этом фоне удивительно выглядит четырехкратная прибавка в продажах у европейского MAN. Впрочем, это поставка автобусов туристического класса Lion`s Coach для столичного Мосгортранса. Вот такой он рынок автобусов России текущего года.

-7

Правда, впереди новый этап распределению средств на замену подвижного состава по БКАД 2.0, который принесет много сюрпризов.

источник