Прощение – одна из главных заповедей Священного Писания, и одна из отправных точек духовной жизни. «Прощайте, и прощены будете» (Лк.6,37) – говорил Христос. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,33) – писал апостол Павел.
Но что такое прощение? Помню, когда-то на приходской молодежке мы с духовенством и мирянами решили поговорить о прощении. Начали, и… серьезно «забуксовали». И священники, и прихожане. Кажется, мы даже не смогли дать определение прощению. Зато родилось множество вопросов – пожалуй, до конца не разрешимых.
Можно ли думать, что простил, а на самом деле не простить? Ведь бывает так, что проходят годы после конфликта, и вроде бы с человеком примирился – но ты вдруг понимаешь, что обида продолжает жить внутри тебя. Или, например, тебя обидели, а ты простил вроде – но боль осталась, и ты живешь с ней, и не можешь не понимать, что боль причинил конкретный человек, которого ты вроде и простил. Прощение ли это, или настоящее прощение придет тогда, когда рана затянется? Желание прощения приравнивается к самому прощению, или нет? А если как будто простил, но отношения разрушены, и ты не хочешь уже с человеком общаться, и он с тобой тоже - это прощение?
Все эти вопросы встали перед нами некоторой стеной, которая не пускала нас идти куда-то дальше.
Действительно, почти все мы носим в себе какие-то неизжитые обиды. Они дремлют где-то в дебрях сознания, плавают в глубинах души, как глубоководные змеи – и наши души так часто бывают отравлены ядом этих змей. Вытащить их из сердца бывает сложно, потому что непрощение относится к тем грехам, которые очень трудно увидеть.
Есть грехи, которые легко увидеть в самом себе. Например, чревоугодие, блуд, гнев, лень (правда, все равно нам бывает легче видеть чужие грехи, чем свои - после грехопадения мы так стали устроены). Но такие грехи, как гордость, зависть, непрощение – увидеть в себе труднее. Они как самолеты-невидимки, их часто не ловят радары нашего сознания...
Митрополит Антоний Сурожский однажды сказал о прощении интересную вещь: «прошлое не проходит». Прошлое останется для нас настоящим, пока оно не изжито. Для этого необходимо покаяние грешника и прощение от его жертвы.
Вообще в любом конфликте обе стороны чаще всего являются и жертвами друг друга, и грешниками по отношению друг к другу. Хотя, обычно есть локомотив конфликта, кто-то один всегда виноват больше.
Прошлое не проходит, и простить - не значит забыть. Да это и невозможно. Надо помнить – но не со злопамятством, а с вниманием к тому, что отныне в наших отношениях с человеком есть какая-то трещина, какая-то возможность ссоры. Есть то, что надо покрывать молчанием, деликатно обходить стороной.
Если говорить о прощении как о чем-то таком, что меняет жизнь, то простить - значит полностью изжить обиду в себе. И это не дело одного мгновения, когда мы произносим: «прощаю». Прощение начинается в глубине ссоры, а не тогда, когда все позади. Прощение – долгий процесс, мучительная борьба, иногда даже дело всей жизни. Наверное, начало этого пути – в желании простить.
А если поставить вопрос совсем по-другому: что значит быть прощенным? Мы чаще всего по своему эгоизму думаем только о себе - о том, как бы нам простить. Но вот не менее важный вопрос: если меня простили, что это значит?
Митрополит Антоний предлагает такой ответ: «это всегда значит, что кто-то тебя достаточно полюбил, чтобы взять на себя твой грех и его изжить в себе. Поэтому мы должны быть готовы смириться, принять это целительное унижение. И только если мы можем его принять всем сердцем, всем сознанием своим, мы можем быть исцелены».
Получается, простить – значит принять «целительное унижение». Знаем ли мы, что это такое?
Не знаем, скорее всего. Но Бог может научить. Прощение – дар Божий. Это не то, что от человека. От человека – желание простить, от Бога – дар прощения. И «целительное унижение» прощения связано с добродетелью смирения, которую также дарует лишь Господь, потому что только Он смирен.
Христос простил всех, и поэтому только Он может подарить нам силу и благодать простить. И об этом надо молиться Ему, Спасителю мира и Искупителю грешников. Молиться Тому, Кто воскликнул некогда на Кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34).
Прощение открывает путь к удивительному таинству, о котором писал Златоуст – «таинству брата». И не познавший это таинство вряд ли узнает тайну будущего века, где все простили всем всё…
Автор Сергей Комаров
Больше наших статей смотрите тут.
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.
И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.
Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.