Сегодня, такой прекрасный, пусть и немного жаркий день был испорчен резонансным для нашей Великой страны, событием. В нашей армянской столице произошло чудовищное хищение народных денег рабочих и крестьян! Эти фашисты, прокравшиеся под покровом темноты, пока честные работники спали, мечтая о наступлении мирового коммунизма, и готовясь к новому рабочему дню, подло и вероломно похитили 1, 5 миллиона советских рублей. Кем бы не были эти подлецы, наша доблестная милиция найдет их, самый гуманный и честный суд во всем мире осудит их, а деньги непременно вернет. В банк, народу. Воры будут арестованы, победа будет за нами!
Новостная сводка из газеты «Коммунист».
Граждане Советского Союза твердо знали — в СССР нет не только секса, но и гангстеров, а значит не бывает такого, чтобы кто-то грабил банки. Даже в мыслях не было! Возникали, кончено, что какие-то отщепенцы не от мира сего, совершали налеты на сберкассы и склады с зерном, но их быстро скручивали сотрудники милиции, действуя четко и профессионально.
Об ограблении таких учреждений не думали даже матерые уголовники-рецидивисты. Но в 1977 году случилось страшное — нехорошие товарищи покусились своими загребущими ручонками на святая святых советской финансовой системы.
Жили-были на свете 2 армянских брата — один акробат. Братьями они были двоюродными. Одного звали Феликс, другого Николай. Не вдаваясь в глубокие подробности их не простого детства и жизни в целом, отметим, что объединяло их, помимо родства — крайняя бедность. Но если Феликс был добрым простым работящим парнем, желавший для своей бедной семьи счастья и благополучия, то Николай уже с детства разрабатывал хитроумные преступные схемы, умея грамотно собирать колоды верных братанов. И в один прекрасный день было решено грабить банк! Благо, что у Николая уже имелся опыт отъема социалистической собственности у государства. Как-то с пацанами он взял сберкассу, проделав это оригинальным для СССР способом. Умный в гору не пойдем — умный гору обойдет. А именно, смастерив дыру в стене. Украли к слову, несколько тысяч, но поймать их так и не смогли. Или не хотели. А деньги были благополучно потрачены на дорогие шашлыки в ресторанах.
Замечу, дыра дыре рознь. Многие дома в Армении сделаны из туфа. Материал крепкий, но мягкий. Пару ударов молотком хватит, чтобы его основательно так порушить на куски.
В общем, после того события, Николай понял, что жить богато это круто. Работать за копейки не круто. Но деньги кончились, наступала депрессия, а подельники его больше не устраивали. Нужен был более способный юнит, заменяющий их всех. Да и при дележке чтобы было по проще. Таким человеком оказался Феликс. Николай знал, что брательник его силен и необычайно гибок.
Поначалу на такое щедрое предложение Феликс покрутил пальцем у виска, мол, брат, ты с ума сошёл. Но аргументы с отсылкой на бедственное положение семьи убедили его в том, что дело стоящее. На том и порешили. Но пробой пера стал не армянский банк. Сперва криминальный дуэт решил проверить себя на чём-то лайтовом. В разработку был взят магазин промтоваров. Николай мозг операции, а Феликс исполнитель. Снеся стенку, по той же схеме, братан вынес от туда магнитофоны, вывозя всё это на тележке. А пока он вез добро через весь Ереван, к нему подкатил пазик, из которого вылез бдительный милиционер. На логичный вопрос, мол, что везем, Феликс ответил, что собрал остатки хлеба по заданию горкома комсомола. И сделал встречное предложение милиционеру помочь ему довести тяжесть до места, но тот вежливо отказался и дал напутствие: дело хорошее — доводи до конца. И уехал.
Товар продали по дешевке, но даже таким макаром удалось заработать 15 тысяч рублей. По тем временам можно было купить белую «Ниву» за десятку или парочку «Жигули» по госцене.
Самое забавное, воришек ни кто не собирался искать. Магазин работал как ни в чем не бывало, заяву тоже не накатали. А все потому что техника «левая» и придай это огласке, директор бы сам отправился на кичу. А Феликс был счастлив — братан не обманул, вырученных денег хватило, чтобы отправить семье и чуток прокутить в Москве.
Но красивая жизнь быстро прожигала деньги, а потому Николай стал размышлять над более крупным делом. Сберкасы и магазины промтоваров это, конечно, хорошо, но для изменения жизни не достаточно. Было решено брать ни много, ни мало — Госбанк ССР Армении.
В нашем 21 веке хранилища бабок — крепости неприступные, с кучей всяких защитных систем. Но в СССР такого не было. Как и много чего другого. Охрана, конечно, была, но не то чтобы это было проблемой.
Для осуществления плана на дело взяли ещё одного компаньона — Завена, что работал в этом учреждении счетоводом, а потому знал где что лежит. У данного комсомольца, что характеризовался со всех сторон положительно, помутился разум, когда он увидел свою зарплату в 85 рублей и количество денег, хранившихся в хранилище.
Разработка плана, надежного как швейцарские часы, заняло полгода. За это время ребята сняли конспиративную хату, затарились инструментом и зонтиком. За 2 недели до начала игры «большой куш», мозг всей этой затеи угодил в больницу после авто-аварии. Но отменять дело не стал, а потому отправил Феликса одного, посчитав что тот справится. И тот справился, правда не по намеченному плану.
Вооружившись всем необходимым, Феликс поздним вечером 5 августа, 1977 года, в пятницу пошел брать госбанк. Время выбрано не случайно, расчет был на то, что будет запас времени до понедельника. По выходных ответственный советский рабочий лишний раз не появлялся на работе. Но увы, за первую ночь акробат банк не осилил. Общая стена жилого дома и банка оказалась слишком толстой. Во вторую ночь пришло осознание, что её пробивать не надо. На третьем этаже банка шел ремонт, а решетки на окнах, как и рамы были сняты, вместо них зияла дыра, заклеенная клеенкой. В общем, прикинув расстояние, Феликс, пусть и рискуя жизнью, перепрыгнул туда. После чего проделал отверстие между комнатой отдыха на третьем этаже и хранилищем на втором. Чтобы падающие на пол сейфа обломки не привлекли внимание охраны, пригодился зонт (смекалочка). Дыру тоже не пришлось делать большой — всего 34 сантиметров в диаметре. После чего закрепил веревку и спуститься в хранилище, вынеся по той же веревке наверх кучу килограммов денег. К слову, делал он всё это одной рукой — второй держался за веревку. Охрана ни чего не услышала, потому что встает рано.
Сейчас уже трудно представить, насколько удивились работники конторы, придя на работу 8 августа. В тот день началась сильная жара — типичная для этого времени года погода в Ереване. Но видя, что бабок нет, все наверняка очень сильно взбодрились. На первый любительский взгляд было не понятно, что вообще тут произошло. Ни кто не мог поверить, что в эту дырочку кто-то мог пролезть. Но факт оставался фактом — деньги исчезли словно карандаш в фокусе Джокера и кто-то в этом виновато.
Дело было поставлено на особый контроль, о результатах докладывали самому Лене Брежневу. Первым наперво начали трясти армянских авторитетов, но увы, те открещивались, божась и клятвенно заверяя, что они тут не при чем. А то и сами шли в милицию, работая на опережение. А все потому, что кража социалистической собственности грозила «вышкой». Если уж за 10-ку тысяч она святила гарантированно, а взятая сумма смекалистыми армянами была в разы больше.
Но у следаков была одна зацепка — большую часть похищенного составляли сторублевки серии АИ. Где только можно эту серию, пущенную в оборот оперативно заморозили на неопределенный срок. В обращение ещё ввести толком по стране не успели. Потому оставалось только ждать, когда деньги где-нибудь всплывут. Когда братья осознали, что брать сторублевки было не лучшей идеей, а купюры меньшего номинала закончились, было решено разменивать их на облигации трехпроцентного займа.
Всего таким способом было разменяно около 100 тысяч советских рублей. Делали они это в Ташкенте, а там на предписания положили болт, потому когда по следу братишек прибыли следователи, они умчались в Москву. Там ребята и погорели, засветившись крупной суммой. При обмене бабла, не дождавшись замешкавшуюся сотрудницу обменника, убежали, оставив деньги в сберкассе.
В Москве братья задерживаться не собирались — следующей целью было отправиться в Сочи, для чего Николай приобрел целую «Волгу» за 13 тысяч, где в запаске они разместили тайник, припрятав туда не разменянное бабло.
Не знали братья, что уже имелись их фотороботы от сотрудницы сберкасы, что обладала хорошей такой памятью, а на след вышли оперативники. В общем, задержали их вскоре. Не долго песенка играла, не получилось, не фортануло. На суде Николай сочувствия не вызывал, такой себе брат, циничный, шутки шутил, но хреново. А вот Феликс, мужик толковый, добрый, семье помочь хотел, да с компанией дурной связался. Осознавая, что их ждет, Николай юморить перестал, как и улыбаться, а Феликс попрощался письмом с семьей, попросив жену воспитать детей порядочными людьми, лучше чем батя.
На следственном эксперименте Феликс показал как он влезал-вылезал в эту дырочку. Сначала левая рука. Потом локоть. А затем аккуратно ввинчивался, словно пробка в отверстие. Главное, не будь как Пух. Винни-Пух.
Все удивлялись, какой все же гимнаст пропадает. Даже позвали целого кандидата в мастера спорта, чтобы он повторил эти трюки. Увы, не смог.
За молодых грабителей вступился целый председатель президиума Верховного Совета Армянской ССР Бабкен Саркисов. Он написал обращение о помиловании. Мол, оступились ребята, с кем не бывает? Кровь горячая, но не убили же ни кого, верно? Все культурно сделали. А то, что деньги взяли, да, это плохо, но по глупости и положению своему незавидному. Николай, вон, диплом хотел купить, юристом стать. А у Феликса дети без отца останутся. В общем, не губите ребят, молодые ещё. Помилуйте.
И вы знаете? Их помиловали. Верховный совет СССР утвердил это ходатайство. Вот это поворот, да?
Правда, документы из Москвы пришли с опозданием на сутки. Приговор бы приведен в исполнение — братьев расстреляли.
Их координатора Завена так же поймали — дали 11 лет, после отсидки выплачивал убытки. А у семьи Феликса конфисковали все имущество, не смотря на их бедность. Ведь давно было известно — банки в СССР грабить нельзя.
В наше дивное время, подсмотрев идею братишек и вдохновившись, кто-то решил повторить их успех, обойдя эту самую гору. Для чего в Москве, на улице Берзарина вырыли целый 50-ти метровый подкоп-туннель. Хранилище находилось в жилом доме, а рытье начинали от ближайшего гаража. На рытье ушло около полутора лет. Использовалась обычная лопата и лом, дабы не привлекать внимание. В общем, дело бы выгорело, если бы не оборудование по обнаружению пустот в земле. К слову, такую же технику использовали солдаты США в Афганистане, для поиска всяких террористов в пещерах. После чего служба безопасности сообщила об этом в милицию. Те конечно удивились, осмотрели всё это дело, но копателей так и не поймали. Да и наказывать их, в общем-то, было не за что. Банк они не ограбили, фундамент не порушили, а рыть туннели законом не запрещено.
А ещё, ежегодно 26 апреля во всем мире отмечают День защиты интеллектуальной собственности. К теме заметки это притянуто за уши, но можете отложить в копилочку бесполезных знаний.
Автор - Алексей Шухартской
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2