Найти тему
ИстПросвет

Считалось, что БАМ строился для освоения Дальнего Востока, но у Политбюро были совсем другое цели

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Из-за своей удаленности Дальний Восток всегда был проблемой для СССР. Для его развития требовались дороги, а их-то как раз и не хватало. Долгое время от Москвы до Владивостока тянулась магистраль, проложенная еще при батюшке царе. И хотя она гордо именовалась Великим Сибирским рельсовым путем, ее пропускная способность оставляла желать лучшего. Мы долго думали (и так нам тогда говорили), что строительство БАМа в 1974 г. было вызвано народно-хозяйственными задачами. На самом же деле причины были другими, и искать их нужно в сложных отношениях СССР с одним из его дальневосточных соседей. Однако обо всем по порядку.

На границе тучи ходят хмуро. Фото: https://ichef.bbci.co.uk/news
На границе тучи ходят хмуро. Фото: https://ichef.bbci.co.uk/news

Китайский брат выходит из-под контроля

В 1969 г. советско-китайский конфликт, начавшийся из-за споров о границе по Уссури и Амуру, привел к военному столкновению. Мы сейчас не будем разбираться, кто там был прав, кто виноват. Обе стороны оказались хороши. Мао Цзедун и Линь Бяо с помощью "маленькой победоносной войны" хотели отвлечь народ от внутренних проблем, а Леонид Брежнев не пожелал сойти с пьедестала и как старший брат и главный марксист современности отказался перенести пограничную линию от китайского берега к фарватеру.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кто победил во Второй мировой войне - США считают, что это их заслуга

Бывшие союзники по соцлагерю рассорились вдрызг. Китайские коммунисты "сосредоточили вдоль границы миллионы хунвейбинов", а наши "товарищи" вдарили по ним ракетами на глубину до 10 км.

Словом, в воздухе запахло жаренным. Китай объявил СССР "врагом №1" и приказал народу добровольно готовиться к большой войне и рыть бомбоубежища. Мао также распорядился максимально ускорить разработку китайских атомных бомб и ракет.
Китайцы были готовы решимости. Фото: https://avatars.mds.yandex.net
Китайцы были готовы решимости. Фото: https://avatars.mds.yandex.net

Наш ответ был решительным и бюджетозатратным

Что в таких условиях оставалось делать верхушке Политбюро? Не просить же прощения у азиатов! Не идти же с ними на переговоры и не позориться, передвигая границы к центру реки! Решения было принято в духе мирного социалистического государства, и к китайской границе потянулись караваны, груженые военной техникой, стройматериалами, солдатами и офицерами. Вдоль всей советсско-китайской границы начали строить крупные военные объекты и размещать десятки дивизий на случай войны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Вклад фашистской Германии в разгром фашистской Германии

Однако для успешной обороны нужно было строить новые казармы, ракетные базы, укрепления и аэродромы в глубине дальневосточного региона. В случае чего, нужно было также обеспечить дополнительную переброску войск из Европейской части СССР. В общем, без новой железной дороги победить китайцев в предстоящей войне не представлялось возможным.

Строители БАМа. Фото: https://cs7.pikabu.ru/post_img
Строители БАМа. Фото: https://cs7.pikabu.ru/post_img
Именно поэтому 24 марта 1967 г. были возобновлены проектно-изыскательские работы, а 8 июля 1974 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Стройка была объявлена всесоюзной, ударной и комсомольской, ну а строили ее вместе с комсомольцами (а часто и вместо них) зеки.

Людям же советская пропаганда откровенно лгала, заявляя что БАМ приведет к расцвету Сибири и Дальнего Востока.

Ставьте лайки, если статья вам понравилась. Читайте другие выпуски канала ИстПросвет