Во всем мире известно, что немецкая автотехника славится непревзойденным качеством, функциональностью и практичностью. С начала освоения БАМа (Байкало-Амурская магистраль) грузовые автомобили марки "Магирус" зарекомендовали себя как надежные первопроходцы. Такие машины я впервые увидела, приехав на БАМ, в регионе, где я родилась и выросла, использовались "Кразы", "Белазы", "Камазы" и т. д. В 1976-77 гг. поставка этих грузовиков из ФРГ (Федеративная Республика Германия) шла в достаточном количестве, затем они появились и в других краях и областях СССР.
Но вот недавно в интернете наткнулась на информацию о тех же "Магирусах", только узнала о другом применении этих машин во время Второй Мировой войны. Это были мобильные газовые камеры - "газваген", газовый автомобиль. Иными словами - душегубка. Чудовищная схема была та же, что перед отправкой людей в газовую камеру в концлагерях нацистов: жертвы сдавали ценные вещи и одежду, заходили в фургон, где включалась лампочка, чтобы не было паники, двери закрывались, потом водитель включал двигатель на нейтральной передаче и, естественно, угарный газ усыплял навеки тех, кто был внутри машины. До применения такого метода скрупулезные фашисты провели не одно зверское испытание, искали более "гуманный", чем расстрел. Ну и, конечно, оборудовали под это подходящую автотехнику, герметичные фургоны устанавливались на шасси машин с большой грузоподъемностью, которые дорабатывались для удушения людей угарным газом. Эти передвижные "газвагены" были применены в немецком Заксенхаузене, югославском концлагере Саймисте, польском Хелмно, на территории оккупированных советских территорий и др.
В некоторых источниках говорится, что "Магирус", оставленный в лагере Хелмно, был исследован и конструкции, похожей на "газваген", на нем установлено не было. Может именно на этом грузовике и не было, но были десятки других машин, где лишали жизни тысячи людей, среди которых были и старики, и женщины, и дети. Лишали жизни просто потому, что они были евреи, цыгане, славяне и остальные, все, кто не был истинным арийцем.
Прошло 75 лет с того победного мая 45-го, казалось бы, целая вечность, но деяния нацистов не оставляют поражать человеческий мозг и рвут душу своей бесчеловечностью и изощренностью до сих пор...
"Магирус", как вид транспорта, по праву можно назвать почетным строителем БАМа, он, действительно, верный и надежный трудяга- первопроходчик в сложных и суровых климатических условиях. И если рассуждать о нем, как о "живом", то горько подумать, что его предшественники в те страшные годы были одними из помощников гитлеровцев, которые поставили уничтожение людей на гигантский конвейер...