Найти тему
Чайный меч

Туйшоу: сопряженное усилие

Туйшоу может быть мерилом успешной практики тайцзи цюань, где все наглядно и про укоренение, и про вырабатывание усилий, и про даньтянь.
Фото из личного архива автора.
Туйшоу может быть мерилом успешной практики тайцзи цюань, где все наглядно и про укоренение, и про вырабатывание усилий, и про даньтянь. Фото из личного архива автора.

Что можно сказать о туйшоу, как методе, неразрывно связанном с тайцзи?
Действительно, если мы говорим о традиционном методе, туйшоу и тайцзи невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Тайцзи цюань часто переводят как «кулак великого предела», но данный перевод не соответствует сути. Сегодня «цюань» (quán, 拳) следует понимать в большей степени как «метод», чем просто «кулак». Это же относится и ко всем прочим традиционным школам гун фу.

Все трактаты, все мастера указывают на то, что тайцзи это прежде всего воспитание
мощи, силы. Если в индивидуальной практике тайцзи мы всемерно развиваем и укрепляем свое тело, то парная работа является естественным продолжением решения этой задачи. Это не просто тест «кто кого победит». Смысл туйшоу в том, что, если до какого-то момента предоставляется возможность развиваться одному (на пример, ту же сухожильную систему), а с определенного времени это довольно затруднительно, поскольку силу к самому себе применять становится все труднее и труднее. Когда мы осваиваем то или иное одиночное упражнение, оно может казаться нам сложным координационно и физически. Затем мы адаптируемся, и можем выполнять его часами. Но с партнером все иначе. Мы словно две одинаковые величины, и наши сопряженные усилия прилагаются по отношению друг к другу.

Оба партнера используют друг друга как тренажер для дальнейшего развития силы.

Сюда же постепенно будут добавляться различные умения, навыки, приобретенные в процессе туйшоу — навыки борьбы.
Часто, говоря о туйшоу, подразумеваются такие же медленные и плавные движения, как и в одиночных формах и упражнениях. С другой стороны — борьба, сопряжение усилий, продолжение наращивания мощи.. Каким образом можно разрешить это видимое противоречие?
В тренировочном методе мы используем разные упражнения, среди которых есть и так называемые «медленные и плавные». Необходимо понимать и различать задачи тех или иных упражнений.

В первую очередь метод строится именно на взаимном сопряжении. И это касается не только парной работы, но и всего объема тайцзи.

Мягкость — это когда я своим усилием ухватил твое усилие и преобразовал в нашу общую систему усилий. Фото из личного архива автора.
Мягкость — это когда я своим усилием ухватил твое усилие и преобразовал в нашу общую систему усилий. Фото из личного архива автора.

Рассмотрим, для примера, Чжуан гун («столбовая работа») - упражнение, известное всем практикам традиционного гун фу. Прежде, чем оно станет легким, простым и, так называемым, энергетическим, данное упражнение довольно трудно в освоении. Удерживание изометрии тела на протяжении часа и более — довольно трудная вещь при недостаточной степени подготовки! Ведь это не просто «стояние», это изометрическое напряжение, в котором мы учимся расслабляться. Затем изучаем матрицу усилий - «что расслабить, что напрячь» - вначале по отношению к себе, а затем применяем данную матрицу по отношению к партнеру, а он, в свою очередь, применяет такую же матрицу по отношению к нам. Так мы подошли к понятию туйшоу.

Грандмастер Чэнь Сяован,  чжуан гун.
Грандмастер Чэнь Сяован, чжуан гун.

Рассмотрим туйшоу с позиции взаимного сопряжения, от простого к сложному.

Самое простое взаимодействие — меня толкнули, и если я ничего этому не противопоставил, то естественно потерял равновесие, отлетел или даже упал. И на этом туйшоу закончилось. Следующий шаг — меня толкнули, я произвел захват одежды партнера, что уже является условием для взаимодействия в манере дзюдо, самбо, дзюдзюцу. И если в первом случае после толчка произошел разрыв сопряженного усилия, во втором случае я успеваю «зацепиться», и взаимодействие продолжается. Далее — партнер срывает мой захват, открывая целый калейдоскоп возможностей для дальнейших обоюдных действий.

"Сломанная ветка" - приём в Цин на, боевом разделе тайцзи  туйшоу, применяемом для самозащиты. Основан на применении рычагов и заломов с целью контроля и обездвиживания противника посредством болевых замков и захватов.
"Сломанная ветка" - приём в Цин на, боевом разделе тайцзи туйшоу, применяемом для самозащиты. Основан на применении рычагов и заломов с целью контроля и обездвиживания противника посредством болевых замков и захватов.

Еще дальше — один начинает «прессовать», давить, другой — делает бросок. Делая захваты, заломы друг другу или на оборот, освобождаясь от них, мы сталкиваемся с аспектом цин на. Здесь вопрос качественного захвата начинает играть существенную роль: умеешь ли правильно делать захват, сможешь ли применить его. Или же — что можно сделать, когда схватили тебя. Тебя давят, нагружают — как ты это сможешь принять, выдержит ли твоя система? Конечно, проще всего увернуться. Многие «мягкость» в туйшоу воспринимают именно так. Ничего подобного!

Мягкость — это когда я своим усилием ухватил твое усилие и преобразовал в нашу общую систему усилий. На этом же принципе основано дзюдо.


Если мы говорим о таком аспекте туйшоу как
«слушание», то здесь имеется ввиду практика, которая обучает вниманию и улавливанию зарождающихся моторных импульсов. Слушают оба, один потерял центр, другой моментально воспользовался ситуацией. И какое техническое действие при этом последует - вторично по отношению к потере центра.

Туйшоу (кит. 推手 [tuī shǒu]) – практика китайских школ внутреннего направления ушу, даосское искусство, объединяющее в себе внешние техники и применение боевых искусств, и внутренние законы даосской внутренней алхимии.
Туйшоу (кит. 推手 [tuī shǒu]) – практика китайских школ внутреннего направления ушу, даосское искусство, объединяющее в себе внешние техники и применение боевых искусств, и внутренние законы даосской внутренней алхимии.

"Секретного ингридиента" нет - есть неустанная практика, постоянная шлифовка себя посредством партнера . Но верно будет отметить, что необходимо четко ориентироваться в навигации практики, честно подходить к вырабатыванию тех или иных усилий, не сводя все к самоутверждению "кто кого перетолкает". А здесь уже нужно понимать, что именно развивает то или иное упражнение, как с этой тропы не свернуть, не уйти в "фантазии на тему", не "оседлать" те силы и качества, которые в нас уже есть. Можно годами заниматься, в надежде, что когда нибудь случится чудо и "это заработает". Так и получается, что делать красиво тао лу (фому) - это как бы одно, а вот принципы в парной работе проявлять удается далеко не всем и не всегда.

Туйшоу может быть мерилом успешной практики тайцзи цюань, где все наглядно и про укоренение, и про вырабатывание усилий, и про даньтянь.

P.S. Статья написана по материалам семинаром, сборов, бесед за чаем с шифу Дмитрием Крашенинниковым.

Другие статьи и видео автора канала о тайцзи цюань и туйшоу:

- ДЕТИ ТАЙЦЗИ
- О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ В ТАЙЦЗИ ЦЮАНЬ
- ТАЙЦЗИ ЦЮАНЬ МАСТЕРА ЧЭНЬ ЦЗЫЦЗЮНЯ
- МЕТОД ТАЙЦЗИ