Интересный экспонат Веломузея Андрея Мятиева - шоссейный велосипед "спецзаказ" для гонок с раздельным стартом, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1990 году.
Велосипед не простой, а с рамой своеобразной геометрии и так называемым "вилко-рулем". Источник "вдохновения" конструкторов ХВЗ при создании этой модели понятен - это "Тахион" модели ВША-001, появившийся в 1983 году.
По приказу руководства Главмотовелопрома на ХВЗ попытались сделать невозможное - скрестить штучный велосипед высшего класса и серийную машину для спортсменов-середнячков. Руководство главка совершенно не устраивала огромная себестоимость "Тахионов", изготавливавшихся на опытном производстве ЦКТБ индивидуально по заказам спортобществ под конкретных гонщиков - цена шоссейного велосипеда в разные годы колебалась от 3500 до 5500 рублей (для сравнения – автомобиль ВАЗ-21011 стоил 6 400 рублей). Причиной ценообразования являлось нетехнологичное штучное производство всех комплектующих из дорогостоящих материалов (алюминиевые сплавы и титан), а также использование импортных труб и частей (седла и цепи), закупаемых за валюту в Италии и Франции. В результате Отдел Главного Конструктора (ОГК) обязали разработать аэродинамический шоссейный велосипед для «разделки» – «как "Тахион - Аэро", но подешевле». Работы начались в 1985 году. Первоначально был взят за основу обычный шоссейный "спецзаказ" В-552И и на него установили переднюю вилку с креплениями для руля. Руль использовали стандартный, перевернув его, укоротив и чуть изменив геометрию. Все оборудование на велосипеде так и осталось "спецзаказовское", без изменений. Новая модель была показана руководству Главмотовелопрома, представителям Федерации Велоспорта и утверждена к производству малой серией в экспериментальном цехе ХВЗ. По поводу официального названия модели нет достоверной информации – одно из названий, встречающееся в документах - «В-552ИА». Заводчане и гонщики обычно называли его «Спорт – рогатка». В процессе освоения выпуска происходило совершенствование конструкции - рама получила верхнюю трубу с наклоном к рулевой колонке, был разработан и внедрен в производство специальный руль. В отличие от первоначального, он имел иной изгиб, более удобный для разных хватов; от руля ЦКТБ он отличался увеличенным диаметром трубы и отсутствием трубки-усилителя в центральной части.
По мере совершенствования базовой модели шоссейного "спецзаказа", "рогатый" получил новые комплектующие - передний и задний переключатели, манетки, седло и тормоза. Понятно, что качество и конструкция комплектующих были несравнимы ни с продукцией ЦКТБ, ни с иностранным оборудованием, но... – велосипеды были доступны для приобретения спортивными обществами по вполне реальной цене и успешно использовались в ходе внутрисоюзных соревнований, включая Первенства СССР (известно немало фотографий участников этих состязаний на «Рогатых Спортах». Общий тираж модели с 1985 по 1991 год составил около 100 единиц.
Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!