Мы с детства знакомы с Чиполлино — маленьким мальчиком-луковкой, который борется с несправедливостью богатых сеньоров-овощей. Чиполлино придумал Джанни Родари — итальянский писатель и журналист. Книги Родари были переведены на пятьдесят три языка и изданы в пятидесяти пяти странах. В 1970-м году писатель даже получил одну из самых престижных наград в области детской литературы — премию Ханса Кристиана Андерсена, однако славу на родине он получил лишь после того, как его сказки начали издавать в Советском Союзе. 23 октября классику детской литературы исполнилось бы сто лет.
Родари родился в 1920 году в семье булочника. Семейного бизнеса не получилось: отец умер рано, мать продала лавку и отдала Джанни сначала в католическую школу, а после направила в местный лицей, где он получил образование учителя. Вторая мировая война застала его за работой в начальной школе. Несмотря на отсутствие опыта, ему хорошо удавалось наладить контакт с детьми: уроки он вёл в игровой форме, развивая творческие способности учеников и их воображение.
Джанни Родари вырос в фашистской Италии, где были запрещены все оппозиционные партии и независимые газеты. Он поддерживал власть Муссолини: Родари не только вступил в Национальную Фашистскую партию, но в начале войны сочинял агитки и занимался пропагандой. Однако уже в 1943 году, когда Муссолини капитулировал, а брат Родари оказался в немецком концентрационном лагере, Джанни стал поддерживать движение итальянского Сопротивления, а через год присоединился к коммунистам.
Джанни Родари знают и любят как детского писателя, но именно для детей он стал сочинять совершенно случайно. После войны Родари попал на работу в главную коммунистическую газету Италии — «Униту», где ему выделили «Детский уголок». Именно здесь впервые появились его детские стишки, в которых затрагивались темы бедности, угнетения и классового неравенства. Кстати, за написанное им «Руководство пионера», Родари отлучили от Католической церкви, а приход демонстративно сжёг томики сказок, назвав их дьявольскими. Именно на страницах детского журнала «Пионере» (то есть, «Пионер») в начале 1950-х и появилась повесть «Приключения Чиполлино», чей сатирический и обличительный тон покорил сначала Самуила Яковлевича Маршака, а потом, в переводе под его редакцией и весь Советский Союз.
Русский Чиполлино стал культовым персонажем: про него сняли фильм (в котором, кстати, снялся и сам Родари) и мультфильм, поставили балет, да к тому же он стал одним из главных героев всеми любимого детского журнала «Весёлые картинки». И конечно, советская промышленность наладила производство различных детских и ёлочных игрушек по мотивам сказки. Родари регулярно приезжал в СССР, а в последний свой визит в 1979 году, даже провёл для угличских школьников увлекательное занятие на итальянском языке. Дети были в таком восторге, что он ещё несколько дней вёл уроки — но уже с переводчиком.
Став писателем, Родари никогда не забывал о своём учительском прошлом. Что известно гораздо меньше, кроме художественной литературы Родари писал ещё и практическую: так, в книге «Грамматика фантазии» он учил родителей и педагогов воспитывать детей через рассказывание историй.
Вплоть до своей смерти в 1980 году, Родари работал в итальянских литературных журналах, где вышли его знаменитые сказки «Джельсомино в Стране лжецов», «Путешествие Голубой Стрелы», «Сказки по телефону», а также книги стихов.